Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка концепции корпоративной информационной системы акционерного общества

Мартынюк А.А.
выпускник группы MBA CIO-27
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

 

Для того чтобы уберечь бизнес от дезинтеграции, концепция создания архитектуры информационных систем перестает быть просто одной из возможных опций, а становится настоятельной необходимостью.

Дж. Захман

В данной аттестационной работе рассматривается разработка концепции корпоративной информационной системы (КИС), автоматизирующей учетную деятельность коммерческой организации. В Концепции будут учитываться требования результатов анализа действующих в компании бизнес-процессов и текущего состояния КИС. Помимо этого использована информация об опыте ведущих производителей программного обеспечения, современных технологиях и инструментальных средствах, которые могут применяться в будущей системе.

Введение

Бурное развитие коммерческого бизнеса в начале 90-х годов прошлого века привело к появлению разнообразных программ, позволяющих автоматизировать отдельные участки работы. Постепенно в процессе развития бизнеса в организации такие программы превращались в корпоративные информационные системы и достигли уровня многофункционального программного комплекса, интегрировались с другими программными комплексами и системами. Такие программные комплексы утратили свое изначальное определение как системы, которая ограничена рамками решения частных задач, функциональность расширилась до участия в бизнес-процессах общей жизнедеятельности компании (делопроизводство, управление, хозяйственно-финансовая деятельность и т.п.).

Рассматриваемая в данной работе КИС Общества развивалась по экстенсивному пути. Экстенсивное развитие обеспечило на начальном этапе возможность быстрой разработки и внедрения программ для решения стратегических задач бизнеса: освоение региональных рынков учетных услуг, увеличение количества обслуживаемых клиентов. Однако с течением времени все острее стали проявляться последствия экстенсивного развития системы, выражающиеся в высокой трудоемкости ее сопровождения и доработки.

В условиях непрерывного ускорения темпов роста потребностей в дополнительных изменениях сложилась ситуация, грозящая потерей контроля над процессом доработки системы из-за многообразия реализуемых системой бизнес-процессов и, как следствие, в большом количестве ее программных компонентов и связей между ними.

В результате, с каждой новой модификацией существующей КИС ее сопровождение и доработка под изменяющиеся требования законодательства и условия бизнеса становятся все более и более трудоемкой. Сложились объективные причины по смене существующей корпоративной системы и выбору новой системы.

Методика проведения выбора системы

Дальнейший выбор новой системы опирался на следующие сценарии:

  • Адаптация готового решения;
  • Самостоятельное создание полномасштабного решения;
  • Формирование системы из готовых компонент;
  • Комбинированный вариант.

Для сравнительного анализа сценариев использовались независимые источники информации:

  • Информация, полученная от исследуемой организации. Использовались документы, полученные в процессе постановки задачи, ответы на вопросы;

  • Отчеты ведущих аналитических агентств. Наиболее авторитетными из них считаются Gartner Research [1], Forrester Research [2] и IDC [3] - результаты их исследований не только описывают текущее состояние рынка и прогнозируют тенденции его развития, но и зачастую оказывают на него непосредственное влияние;

  • Информация о продуктах и технологиях, представленная на официальных веб-сайтах их производителей;

  • Открытая информация из иных официальных источников: сравнения производительности различных решений, информация о международных стандартах и др.

  • Информация аналитического и энциклопедического характера, представленная на свободно-редактируемых ресурсах (таких как Википедия [4] и FreeBase [5]).



Сравнительный анализ возможных сценариев построения КИС

Адаптация готового решения – в процессе сравнительного анализа выявлено, что большинство из существующих готовых решений не удовлетворяет базовым требованиям отчуждаемости, локализуемости и адаптируемости.

Самостоятельное создание полномасштабного решения – сделан анализ различных предложений ведущих производителей по построению КИС по схеме, приведенной на рис.1


Рис.1 Структура КИС при выборе сценария самостоятельного построения решения

Формирование системы из готовых компонент – данный сценарий развития подразумевает приобретение готовых компонент (интерфейсной, ключевой функциональности), что в силу узаконившего характера бизнеса представляется невозможным для подбора искомой комбинации.

Комбинированный вариант – подразумевает как приобретение ключевых инфраструктурных компонент, так и адаптацию уже готовых решений, и написание с “нуля” недостающих компонент.

Принципы построения создаваемой КИС

  • Этот не проект в области информационных технологий, это проект качественного обновления бизнеса Общества;

  • В основе построения новой КИС лежит процессный подход к управлению Обществом.

Реализация процессного подхода к управлению, в частности, означает, что создаваемая КИС должна обеспечивать возможность быстрого, без существенных финансовых затрат и потери эффективности инвестированных в информационные технологии средств:

  • внедрять новые услуги и соответствующие технологические процессы без потери эффективности использования инвестированных средств;

  •  модернизировать КИС путем настроек, без программирования установленных технологических процессов компании, в соответствии с потребностями пользователей системы, развитием законодательства РФ и нормативных требований.

План Проекта разработки и внедрения КИС, его основные риски

План проекта разработки и внедрения КИС (далее Проект) включает типовые этапы:

  • Утверждение документа «Концепция Проекта».

  • Формирование рабочей группы из сотрудников Общества для Исследования Проекта.

  • Описание продукта Проекта – документированное описание будущих технологических процессов, автоматизируемых в ходе Проекта, включающее определение критериев оценки, по которым можно судить о достижении целей Проекта, называемых критериями успеха Проекта.

  • Содержание Проекта – документированное описание способа достижения целей проекта, описанных в Назначении проекта.

  • Разработка Бюджета Проекта по установленным в ходе Исследования Проекта этапам Проекта и его утверждение.

  • Разработка Устава Проекта и его утверждение.

  • Формирование органов управления Проектом (Координационного, или Наблюдательного совета, Руководителя проекта).

  • Разработка и внедрение новой КИС в Обществе по установленным в ходе Исследования Проекта этапам.

К основным рискам Проекта относятся:

  • Недостаточно четко будут определены цели проекта и критерии оценки результативности Проекта на всех его этапах;

  • Недостаточное внимание к Проекту членов Органов управления Общества, неготовность Общества к изменениям;

  • Сотрудники Общества, включая руководителей разных уровней, будут считать внедрение информационной системы делом специалистов в области информационных технологий;

  • Руководители структурных подразделений Общества, сотрудники будут слишком заняты в текущей деятельности компании и это им не позволит принимать активное участие в Проекте;

  • Руководители и сотрудники структурных подразделений Общества не будут осознавать цели Проекта как личные цели своего развития, улучшения условий труда, повышения интереса к работе в Обществе.

Заключение

Постоянно растущие требования бизнеса ставят перед ИТ-менеджером непростые задачи по обеспечению компании актуальной инфраструктурой и информационными технологиями. В данном контексте роль концепции развития корпоративной информационной системы становится определяющей и направляющей для построения решений на современной архитектуре согласно стандартам и требованиям к процессам управления.

Ссылки

1. http://www.gartner.com
2. http://www.forrester.com
3. http://www.idc.com
4. http://www.wikipedia.org
5. http://www.freebase.com

Рубрика: 
Корпоративные системы управления
Ваша оценка: Пусто Средняя: 6.5 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009