Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Роль информационной системы в повышении ритмичности производства машиностроительного завода



Снопков М.В.
выпускник группы ITM-7
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Темой исследования аттестационной работы является определение показателей ритмичности серийного производства, определение факторов, влияющих на эти показатели; а также определение роли Информационной системы среди этих факторов и выявление необходимой функциональности Информационной системы.

Важнейшей характеристикой серийного производства является его ритмичность. Ритмичность производства не обязательно предполагает его равномерность, ритмичность производства – это его предсказуемость. Ритмичное производство работает без потерь времени и связанных с этим материальных запасов.

Влияние на снижение затрат и повышение доходов предприятия за счет повышения ритмичности, представляется одной из самых перспективных возможностей. Ритмичность позволяет сократить цикл производства, при этом выпуск продукции происходит в плановом режиме, без авралов и сверхурочных работ. Оборудование работает в стабильном режиме, требуется меньше ремонтов, что дает снижение количества брака и повышает качество продукции. Оборачиваемость оборотных активов увеличивается, необходимый объем запасов материалов уменьшается и это позволяет уменьшить объем связанных оборотных средств. Появляется возможность увеличить объемы производства, заключить долгосрочные договора поставки материалов и комплектующих на выгодных условиях, снизить цены на продукцию и привлечь внимание покупателей. Все положительные качества сливаются в новый синергетический эффект: сила Бренда компании увеличивается и рыночная позиция предприятия становится высокой.

Так в чем же заключаются источники повышения ритмичности процессов предприятия? Как их определить и усилить?

Ответы на эти вопросы находятся в повышении операционной эффективности процессов, получаемой за счет реорганизации процессов предприятия. Необходимый эффект влияния достигается с помощью:
• устранения внутренних непроизводительных издержек предприятия;
• улучшения координации участников;
• использования возможностей информационных технологий.

Объектом исследования стало общество с ограниченной ответственностью завод «Брэндфорд». Завод производит торговое холодильное оборудование под одноименной торговой маркой. Завод расположен в г. Костроме, оснащен современным оборудованием и имеет штат персонала более 600 человек.

В работе проанализированы основные процессы данного предприятия с точки зрения ритмичности, оценены факторы влияния на устранение непроизводительных издержек процессов и предложены средства реализующие данные возможности.

Институциональная экономика подробно изучает издержки, определяющие «внутреннее трение» предприятий. Она рассматривает любую организацию как сеть соглашений между ее участниками. Каждое соглашение реализуется как сделка, которая в экономике получила название трансакция. С каждой трансакцией всегда связаны 2 вида издержек: 1) издержки реализации трансакции – трансформационные и 2) переговоров и управления трансакцией – трансакционные.

Причиной появления Трансакционных Издержек является возникающая между людьми неопределенность. Часто исполнитель не располагает необходимой информацией, ресурсами и инструментами. Кроме этого, он не обладает достаточной компетенцией и полномочиями. Действия участников могут быть не согласованы, загрузка их также может быть различной. В этих условиях довольно сложно перепланировать процесс. На борьбу с этими неопределенностями необходимо дополнительное время, которое превращается в Трансакционные Издержки (ТИ) процесса.

Для визуализации процесса взаимодействия участников процессов и наглядного отображения трансакционных издержек была использована новая диаграмма, названная Диаграммой трансакционных издержек. Использование данной нотации было предложено Ананьиным В.И. Эта диаграмма наилучшим образом подходит для представления временных особенностей взаимодействия. Нотация диаграммы во многом повторяет нотацию диаграммы последовательности языка UML, но имеет ряд особенностей, связанных с интерпретацией некоторых ее элементов:

  • Во-первых, каждый объект интерпретируется как субъект. В нашем случае – это подразделение предприятия.
  • Во-вторых, изображение наклонных стрелок вместо горизонтальных стрелок, при этом сообщение интерпретируется как операция координации и подчеркивается длительность взаимодействия
  • В-третьих, на фокусе активности каждого объекта явно выделяется период производительной деятельности, добавляющей ценности и непроизводительной, связанной с координацией участников процесса.

Резюмируя вышесказанное, методика анализа процессов заключается в следующем: каждый процесс исследуется на наличие ТИ, изображается в нотации, допускающей визуализацию ТИ и проводится оценка длительности процесса. После этого выявляются факторы влияния на ТИ процесса и предлагаются решения, реализующие эти факторы, в том числе и средствами информационной системы.

Всю основную операционную деятельность предприятия можно разбить на следующие области деятельности:
1. Согласование и авторизация заказа
2. Размещение заявки поставщику и приобретение комплектующих
3. Формирование Планов производства и выпуск продукции
4. Отгрузка продукции заказчику

Для примера рассмотрим Процесс выпуска и передачи продукции. Для оценки возможностей сокращения цикла процесса были опрошены участники данного процесса, зафиксированы возникающие ТИ, определена доля производительной работы участников. Описание процесса и его схема приведены на слайде 8, трансакционные издержки на слайде 9.

Из анализа ТИ видно, что основной потенциал сокращения цикла производства заключается в снижении времени межоперационных простоев за счет повышения качества планирования и синхронизации планов разных цехов, а также в устранении трудностей при приеме-передаче продукции между цехами и использовании деталей, выпущенных ранее сверх плана.

Реализация этих факторов позволяет сократить время изготовления конкретного заказа в несколько раз. Это не может не отразиться на повышении удовлетворенности покупателей!

Предложения по реализации этих факторов средствами Информационной системы представлены на слайде 12.

Т.о. в ходе работы была получена практическая ценность Информационной системы предприятия, которая заключается в:
1. Интеграции процессов предприятия по всей цепочке создания ценности.
2. Сквозного планирования по всей цепочке создания ценности.
3. Максимальной регламентации действий участников.
4. Информатизации или создании доступа к необходимой информации всем участникам процессов.
5. Сокращении трудоемкости учета за счет применения современных средств идентификации и некомпьютерных информационных технологий.

Copyright © 2009 Снопков М.В.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, осень 2009
Рубрика: 
Корпоративные системы управления
Автор: 
Снопков М.В.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009