Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Роль информационных технологий в процессе строительства автодорог
Копнов С.А.
выпускник группы ITM-7
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
1. Краткая характеристика бизнеса
Строительство автодорог и инженерных сооружений, монолитное домостроение, производство бетона и железобетонных изделий. Компания является генеральным подрядчиком по строительству автодорог федерального и городского значения на территории г. Сургута и Сургутского района. В структуре компании имеется проектный институт, силами которого производится проектирование собственных объектов строительства. Для выполнения работ имеется собственная механизированная база с разнообразной строительной техникой, дорожными машинами и автомобильной техникой. Для обеспечения собственных нужд бетоном и железобетонными изделиями имеются мобильный завод по производству бетона, завод по производству асфальтовой смеси, цех по производству железобетонных изделий. В структуре холдинга имеется одно региональное представительство по строительству автодорог в Центральном округе. Для централизованного обеспечения производства материалами создано подразделение материально-технического снабжения, имеются центральный склад и приобъектные склады. В производстве заняты более 1000 человек.
2. Жизненный цикл продуктов и услуг
Жизненный цикл строительства объектов начинается с подготовки тендерной документации. На этом этапе в базу данных вносятся данные по объекту и заказчику. По аналогичным этапам работ с других объектов определяется предварительная сметная стоимость объекта. Если тендер выигран, по данному объекту заключается контракт, который является началом строительства. Строительство происходит в несколько этапов: проектирование, подготовительные работы, строительство, сдача объекта, гарантийное обслуживание. На этапе проектирования создается проектная документация на объект строительства и утверждается окончательная смета. На этапе подготовительных работ выполняются планы производства работ и ведутся различные согласовательные мероприятия. На этапе строительства производится освоение выделенного участка, набор персонала, закупка материалов, производство бетона и железобетонных изделий, использование машин и механизмов, выполнение строительных работ. На этапе сдачи объекта производится оценка качества выполненных работ, сведение балансов и закрытия счетов по объекту строительства. На этапе гарантийного обслуживания ведутся работы в случае, если показатели качества ухудшились по отношению к нормативным значениям. Окончание жизненного цикла происходит после окончания срока гарантийного обслуживания объекта.
3. Теория бережливого производства и теория ограничений в строительном производстве
В соответствии с классическими принципами бережливого производства определяем следующие виды потерь по группам затрат:
- Перепроизводство в строительном процессе проявляется в виде заказа или разработки, организации, проведения мероприятий и действий, не соответствующих по своей сути основным бизнес-задачам организации.
- Избыточные запасы являются результатом планирования поставок материалов впрок и часто сразу на весь период строительства.
- Брак – при поступлении на производство дефектного сырья и материалов и при нарушениях технологического процесса возникает вероятность снижения качества объекта, а также полная его выбраковка. Это ведет к существенным издержкам на устранение брака с привлечением дополнительных материальных и людских ресурсов. При этом нарушаются сроки сдачи объекта.
- Потери при транспортировке – источниками данного вида потерь являются: недостаточная организация маршрутов транспортировки; недостаточная проработка мест хранения грузов; отсутствие оперативного контроля над состоянием транспорта, его местом нахождения и выполняемых работ.
- Излишняя обработка – завышенные, по сравнению с требованиями заказчика, требования к производственному процессу. Завышенные требования приводят к тому, что выполняются работы, не предусмотренные технологическим процессом. Причиной может являться недостаточная проработка нормативной документации, завышенные требования к качеству и внешнему виду объекта строительства и выпускаемым материалам. Это приводит к дополнительным затратам материальных, временных и людских ресурсов.
- Простои – В процессе строительства из-за несогласования графиков поставок материалов или его неглубокой проработки возникают периоды времени, в течение которого не производится продукт, т.е. не выполняются строительные работы, не создается добавленная стоимость.
- Лишние операции и перемещения на рабочем месте – отсутствие необходимого инструмента, методических, технологических и других нормативных материалов на рабочем месте, рассредоточение рабочего пространства на большой площади объекта, привязка объекта к определенным складам, избыточный бумажный документооборот являются причинами потерь при избыточных перемещениях по объекту и обслуживающему офису.
Теория ограничений предполагает:
- Идентификацию ограничений системы.
- Определение, как можно использовать ограничение системы.
При анализе производственных процессов выяснилось, что имеет место существенное ограничение системы в процессе управления строительным объектом – это отсутствие единой информационной платформы для предоставления управленческой информации. Информация выступает в качестве ресурса, по которому имеется ограничение. Существующие информационные системы покрывают процессы выборочно или не покрывают их вообще. Отсутствует сквозной учет основных производственных и управленческих процессов. Процессы, хотя и описаны в моделях, не имеют достаточно выраженных входов и выходов на их границах, не могут быть измерены. Для решения проблемы по информационному ограничению системы предполагается определить цели организации и построить инициативы или конкретные решения по устранению данного ограничения.
4. Роль информационных технологий в деятельности организации
Для поддержания деятельности структур производства и их управления в компании создано Управление информационными технологиями (УИТ). УИТ в своей работе опирается на ИТ-Стратегию – документ, определяющий роль ИС организации в реализации ее стратегических планов и описывающий то, каким образом эта роль должна исполняться. Основополагающими в ИТ-Стратегии должны стать ИТ-инициативы организации. Ими являются конкретные ИТ-проекты, которые должны быть осуществлены в рамках реализации ИТ-стратегии. Каждая из инициатив должна быть явно связана с поставленными стратегическими целями, должна реализовываться в соответствии с руководящими принципами организации, и может охватывать одну или несколько информационных систем. Для реализации поставленных задач требуется создание определенной инфраструктуры управления информационными технологиями, которая является совокупностью программных, технологических и технических средств, средств телекоммуникаций, квалифицированного персонала и различных методологий по управлению.
5. Цели ИТ при решении целей организации
Цель 1. Повысить управляемость Корпорации.
Подцель 1. Оценивать и управлять ИТ-рисками.
Подцель 2. Разработать и поддерживать систему регламентов и процедур.
Подцель 3. Обеспечить руководству непрерывный доступ к целостной, надежной, непротиворечивой, стратегической и оперативной информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Цель 2. Обеспечить Корпорацию эффективными и надежными инструментами, необходимыми для решения бизнес-задач.
Подцель 1. Понимать и предвосхищать потребности клиентов.
Подцель 2. Разрабатывать и реализовывать эффективные ИТ-решения.
Подцель 3. Повысить эффективность отношений с поставщиками ИТ-услуг.
Цель 3. Обеспечить удовлетворенность сотрудников Корпорации работой Управления ИТ.
Подцель 1. Поддерживать партнерские отношения с клиентами.
Подцель 2. Повысить эффективность ИТ-инфраструктуры.
Подцель 3. Обеспечить эффективное консультирование пользователей.
Подцель 4. Снизить время реагирования на запросы в управление ИТ.
Цель 4. Мониторинг ИТ-услуг.
Подцель 1. Обеспечить непрерывный контроль качества ИТ-услуг.
Цель 5. Эффективно управлять персоналом.
Подцель 1. Повысить проактивность персонала.
Подцель 2. Повысить квалификацию ИТ-персонала.
Подцель 3. Повысить мотивированность ИТ-персонала.
Подцель 4. Индивидуальный профессиональный рост каждого сотрудника УИТ.
6. Инициативы ИТ
В настоящее время в компании определен перечень проектов ИТ, позволяющих компании строго следовать своим корпоративным целям и иметь конкурентное преимущество:
- Создание единой корпоративной ИТ-инфраструктуры.
- Унификация и стандартизация парка оргтехники Корпорации.
- Автоматизация подачи заявок в УИТ.
- Внедрение ERP-системы.
- Создание распределенной БД.
- Автоматизация управления автотранспортом.
- Объединение БД «Управление строительным предприятием» и БД «Бухгалтерия».
- Интеграция 1С:7.7 с системой Гранд-Смета.
- Организация компьютерного класса.
- Проект «от группы к команде».
Copyright © 2009 Копнов С.А.
- Войдите на сайт для отправки комментариев