Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектом перевода коммерческой фирмы на свободное программное обеспечение

Кочетков А.И.
выпускник группы ITM-28
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В последнее время тема миграции на свободное программное обеспечение (СПО) становится все более актуальной.

Этому способствуют следующие факторы:

  • ужесточение государственной политики в отношении использования нелицензионного ПО;
  • нестабильная экономическая ситуация,
  • колебания курсов валют,
  • угроза прекращения поставок и поддержки иностранных программных продуктов из-за международных санкций.
  • Коммерческое программное обеспечение стоит денег, причем не таких уж и малых: цена одного только Microsoft Office вполне сравнима с новым ПК, причем не самым плохим. Немалую роль играют также соображения информационной безопасности. Ни для кого не секрет, что вирусы, троянские программы и прочие вредоносные программы пишутся практически исключительно для Windows.

    Процесс перехода на свободное ПО требует тщательной подготовки. Тем более, что существует как минимум два подхода:

    Один связан с полной одномоментной заменой всех программных средств свободными аналогами. В этом случае выигрыш в стоимости лицензий будет максимальным, но при этом есть риск того, что придется менять оборудование, которое оказалось несовместимым со свободной операционной системой, например, Linux. Плюс ко всему, далеко не все классы ПО имеют полноценные свободные аналоги. В частности, ранее отсутствовали Linux-версии продуктов 1С для автоматизации бизнеса, а переходить на другие продукты-аналоги были готовы далеко не все. Но не так давно компания 1С выпустила новую платформу 8.3 и теперь есть полноценный клиент под Linux.

    Другой же предусматривает замену лишь части прикладного ПО, в частности, офисного и средств работы с интернет-сервисами. Зато гарантированно будут работать все устройства и привычные средства автоматизации бизнеса. Однако и этот путь не означает полного отказа от планов перехода на Linux, пусть и в несколько более далекой перспективе.

    Есть примеры успешных внедрений, сделанных по обоим сценариям. Однако чем предприятие или организация больше, тем меньше вероятность того, что одномоментный переход будет удачным.

    В любом случае, такой переход требует разработки стратегии. Иначе вероятность провала будет близка к 100%, и примеры тому есть, и их немало.

    Много проблем может доставить взаимодействие с внешним миром. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство систем онлайн-банкинга и систем отчетности рассчитано на работу только с одним брауером: Internet Explorer. OpenOffice далеко не полностью совместим с Microsoft Office, особенно если в документах применяются макросы.

    Несколько преувеличен и факт о нетребовательности Linux последних версий к оборудованию. По крайней мере, без минимум 1024 Мбайт оперативной памяти ни о какой продуктивной работе в графическом режиме не может быть и речи. Это, конечно, существенно ниже, чем у Windows 7/10, но как минимум не меньше, чем требует Windows XP. А OpenOffice.org по аппетитам к ресурсам ничуть не уступает Microsoft Office последних версий.

    Немало и других нюансов. Так, очень много проблем может создать обстановка в коллективе. Это может привести к конфликтам и существенному снижению производительности труда. Так что переход лучше начинать с руководства. Кроме того, следует сделать новую систему максимально, насколько это вообще возможно, похожей на прежнюю.

    Естественно, здесь приведены не все, даже далеко не все факторы риска проекта перехода компании на использование СПО.

     

    Отрасль деятельности Компании, для которой будет рассматриваться проект по переходу на свободное ПО – сельское хозяйство: молочное животноводство. Компания занимается сдачей в аренду нежилых помещений, переработкой молока (творог, масло, сметана) и является поставщиком молочной продукции в муниципальную сферу района.

    В компании работают более 100 сотрудников, однако, пока рабочих мест, оснащенных компьютерами всего 7: секретарь и 6 компьютеров в бухгалтерии.

    Руководством было принято решение об увеличении эффективности работы всех подразделений. Для реализации этого решения ИТ-отделу была поставлена задача: организовать еще 10 рабочих мест для сотрудников: руководителям, агрономам, животноводам, инженерам, отделу кадров.

    В связи с сложной экономической ситуацией, было предложено рассмотреть варианты внедрения свободного программного обеспечения.

    В данной дипломной работе были проведены:

    1. Аудит используемого аппаратного и программного обеспечения;

    2. Определение экономической целесообразности перехода на свободное программное обеспечение;

    3. Разработка плана миграции;

    4. Пилотное внедрение и внедрение кроссплатформенных программ на рабочие станции пользователей.

     

    По результатам работы был сделан вывод о целесообразности внедрения свободного программного обеспечения.

    В дальнейшем планируется полностью внедрить СПО в Компании, для этого потребуется пройти следующие этапы:

    1. Основной этап миграции. Перевод парка компьютерной техники на свободное программное обеспечение согласно плану миграции;

    2. Обучение пользователей, сопровождение и техническая поддержка ИТ-инфраструктуры.

    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009