Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Особенности применения инструментов методологии PMBoK в локальных ИТ-проектах по оптимизации процессов составления финансовой отчетности на примере коммерческого банка

Науменко А.В.
Выпускник группы ITM24
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В данной работе был рассмотрен менеджмент ИТ-проектов по методологии  PMBoK в кредитной организации на примере банка ВТБ:

1. Рассмотрение теоретических основ менеджмента проектов

1.1. Определение сущности проекта

Под проектом принято понимать временное предприятие, которое создается для реализации проекта, после реализации проекта.
проекты создаются для разработки и внедрения нового вида продукции, нового вида услуг, могут быть нацелены на создание условий для оказания каких-либо видов услуг.

1.2. Рассмотрения систем управления проектами

Под управлением проектами принято понимать применение всех полученных знаний, навыков, инструментов и методов для выполнения поставленных заказчиком требований.

Процесс управления проектами, как правило, состоит из 5 групп процессов:

  • инициация;
  • планирование;
  • исполнение;
  • мониторинг и управление;
  • завершение.

2. Методики управления проектами

2.1. Анализ методик управления проектами



2.2. Выбор оптимальной методики

На сегодняшний день самая оптимальная методика управления проектами, это та методика, которая совершенствуется и улучшается каждый год целой командой зарубежных и отечественных ученых - управление проектами по PMBoK.

Этап инициирования по методике PMBoK включает разработку устава проекта – то есть свода правил, по которому будет осуществляться реализация данного проекта.

Управление содержанием проекта включает в себя: сбор требований проекта, определение заинтересованных лиц в реализации проекта, определение всех необходимых документов для реализации данного проекта. Процессом, разделенным на множество мелких операций легче управлять и отслеживать. Так же необходимо создание иерархической структуры проекта, то есть какое подразделение находится у кого в подчинении.

При управлении сроками проектов необходимо знать все операции, которые запланированы при реализации данного проекта. Далее необходимо знать последовательность операций и длительность операций. А так же составление расписания реализации операций позволит контролировать сроки всех операций, их выполнение. В случает отклонения от графика все будет отражаться в составленном расписании и можно вовремя скорректировать изменения в данном проекте.

При управлении качеством проекта необходимо, чтобы сначала было запланировано какое качество должно быть у данного проекта. Затем необходимо четко соблюдать все требования по качеству проекта. При реализации проекта должен быть постоянный контроль за качеством выполняемых работ.

Управление рисками проекта включает в себя процессы, относящиеся к планированию управления рисками, их идентификации и анализу, реагированию на риски, а также контролю и управлению рисками в рамках проекта.

Управление рисками состоит из следующих этапов: планирование управления рисками, идентификация рисков, качественный анализ рисков, количественный анализ рисков, планирование реагирования на известные риски, мониторинг и управление рисками.

3. Управление проектами в банке ВТБ

3.1. Характеристики предприятия

Самый крупный коммерческий Банк в России, который имеет лучший международный рейтинг инвестиционной привлекательности среди всех российских Банков.  Около 90 000 сотрудников во всей Группе ВТБ. В составе Группы ВТБ находится около 30 дочерних организаций в России и за рубежом.

3.2. Анализ предприятия

Банк ведет активную политику в сфере вкладов. Вклады ведутся как в валюте РФ, так же в долларах и евро.
Самыми крупными конкурентами на рынке аналогичных услуг являются следующие банки: Сбербанк, ВТБ, Альфа банк. Финансовое положение банка ВТБ устойчиво, и стабильно, а так же ВТБ активно развивается.

3.3. Выявление проблемы предприятия

Так как Группа ВТБ в своем составе имеет большое количество дочерних кредитных организаций, которые на момент поглощения уже имели собственную систему отчетности, то одной из основных проблем сбора отчетности является:

  • проблема высоких затрат ресурсов для приведения разноформатной информации из ИТ систем к одному формату;
  • проблема недостаточного качества данных для принятия адекватных решений ТОП – менеджментом;
  • проблема рисков неподтверждения отчетности по стандартам МСФО аудиторами;
  • проблема меняющихся требований к отчетности, касательно степени ее детализации и полноты аналитических признаков.

3.4. Определение значимости проблемы предприятия

Работники на сегодняшний день тратят очень много времени, чтобы обработать данную информацию и привести ее в должный вид. Так же для обработки такой большой информации представленной в неподобающем виде приходится задействовать большое количество человеческих ресурсов.

3.5. Описание способов решения проблемы

3.5.1. Решение задач установления однообразных форм представления данных на уровне единого информационного хранилища возможно при использовании таких инструментов, как

  1. Сбор требований к формату данных от разных пользователей
  2. Наблюдения
  3. Прототипы

3.5.2. При установлении автопроверок качества данных приемлемы следующие инструменты:

  1. Экспертные оценки
  2. Собрания по управлению проверкой данных

3.5.3. При организации автоматического непрерывного контроля необходимы следующие инструменты:

  1. Экспертная комиссия
  2. Система оценки данных
  3. Контроль информации

3.5.4. Организация может разрабатывать новую методологию составления отчетности путем консультации у аудиторов, какая методология наиболее приемлема, какую лучше использовать. Далее должна быть организована экспертная комиссия, которая будет обучать персонал новой единой методологии.

3.5.5. При внедрении изменений в систему управления, необходима консультация специалистов. Далее необходимо внести коррективы в действующую систему. При этом, экспертная комиссия будет контролировать эффективность внесения корректив.

3.6. Описание рисков

1) Достаточный уровень компетенции сотрудников банка для перехода к новым стандартам и методам проектной работы.

2. Готовность менеджмента к возможному снижению качества реализации текущих процессов на время реализации ИТ-проектов.

3.  Высокая вероятность недостижимости изначально поставленных целей ИТ проектов даже при внедрении единых стандартов и систем управления требованиями, качеством, изменениями и т.д.

Рубрика: 
Бизнес-процессы
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009