Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Некоторые особенности управления проектами в области разработки программных продуктов для высоконагруженных автоматизированных систем
Беляков А.А.
выпускник группы ITM-26
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Одной из актуальных проблем развития современного бизнеса является максимально полный охват доступной целевой аудитории и предоставление новым и существующим клиентам качественного сервиса в соответствии с их потребностями. Как правило, предоставление подобных сервисов критично для организаций, оказывающих финансовые и информационные услуги населению. Оказание таких услуг без использования современных информационных технологий представляется крайне затруднительным. Такое мнение выражают многие руководители финансовых организаций, например: "Современный банк – это, по сути, ИТ-компания, имеющая лицензию на банковскую деятельность", считает Сергей Меднов, член правления «Банка Москвы», отвечающий за направление «электронный бизнес».
При взаимодействии автоматизированных финансовых и информационных систем организаций с большим и при этом постоянно растущим клиентским потоком требуется уделять внимание многим аспектам деятельности, среди которых можно выделить основные: поддержание доступности и функциональной работоспособности ИТ-систем с сохранением положительного клиентского опыта, доработки функционала для наиболее полного охвата нужд клиентов.
Описываемые в дипломной работе принципы применяются на реальном проекте по разработке программного продукта (далее - ПП) для дистанционного банковского обслуживания клиентов коммерческого банка с учетом его следующих особенностей:
- территориальная распределенность - подразделения банка и клиенты располагаются во всех часовых поясах РФ;
- обширная клиентская база, несколько миллионов клиентов пользуются разработанным ПО;
- высокая нагрузка - миллионы финансовых операций в день;
- требуется поддержка развитой функциональности и предоставление разнообразных клиентских сервисов с обеспечением доступности полноценного клиентского опыта;
- требуется интеграция с десятками различных существующих ИТ-систем;
- ИТ-инфраструктура, предоставляющая возможность использования разработанного ПП централизована.
Для создания и последующих доработок ПП, способного предоставлять качественный клиентский сервис с учетом вышеприведенных особенностей, требуется учитывать их воздействия и задаваемые ими ограничения на различные этапы работ, имеющиеся в проектах такого рода.
В качестве таковых этапов можно выделить следующие:
- Балансировка состава работ проекта
- Аналитика
- Разработка
- Тестирование
- Внедрение
- Сопровождение
На каждом этапе можно выделить специфичные возникающие проблемы и пути их решения:
1. Балансировка состава работ проекта.
Проблема: Заказчик хочет "все и сразу": требуется наличие формализованных процедур сбора и управления требованиями для крупномасштабного проекта в условиях ограниченности трудозатрат.
Решение: Использование релизного подхода, подразумевающего группировку проектных задач на релизы, содержащие в себе строго определенную функциональность, вписывающуюся в бюджет релиза. Должна производиться балансировка задач в рамках релиза на отсутствие конфликтов в задачах (например, в случае доработки смежных систем).
2. Аналитика
Проблема: В результате аналитической проработки бизнес-требований возникает большой объем документации в виде документов типа "техническое задание", различных спецификаций и постановок на разработку в иных форматах.
Решение: Описание системы не "с нуля", а только лишь изменений в рамка релиза. Подобный поход обеспечивает относительную краткость документов и позволяет разработчикам быстрее приступать к выполнению задач (экономится время на анализ изменений по документам в сравнении с текущей реализацией).
3. Разработка
Проблема: В условиях ограниченности бюджетно-временных ресурсов требуется провести разработку большого количества функционала .
Решение: Создание центров компетенции в соответствующих отделах программных разработок. Поэтапная реализация функционала внутри релиза, где результат каждого этапа представляет собой работоспособную версию ПП.
4. Тестирование
Проблема: Требуется проводить коррекцию ошибок в разработанном ПП по итогам проведения функционального, нагрузочного и регрессионного тестирования с условием внесения изменений в рамках релизного этапа.
Решение: Использование системы отслеживания ошибок с созданием заявок, их автоматическим назначением для исправления соответствующим лицам (аналитикам и разработчикам), выпуск исправлений в рамках релизного этапа.
5. Внедрение
Проблема: Требуется минимизировать негативный клиентский опыт при вводе функционала в промышленную эксплуатацию в действующую автоматизированную систему с миллионами активных пользователей.
Решение: Масштабирование функционала на систему в целом, дальнейшая опытно-промышленная эксплуатация на ограниченной группе доверенных пользователей с последующим включением функционала для всех пользователей системы.
6. Сопровождение
Проблема: Обеспечение работоспособности разработанного ПП в условиях стабильно возрастающей нагрузки (рост числа пользователей и количества совершаемых операций)
Решение: Реализация соответствующей архитектуры для ИТ-инфраструктуры - разделение массива пользователей по масштабируемой структуре - "блокам" с одинаковой функциональностью.
Дипломная работа подробно раскрывает описанные проблемы и способы их решения.
- Войдите на сайт для отправки комментариев