Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Система мотивации бизнес-подразделения комплексных аутсорсинговых проектов
Гриценко Ф.А.
выпускник группы MBA CIO-34
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Основатель и идеолог современного менеджмента Питер Фердинанд Друкер, задаваясь вопросом “ что есть общего между компаниями из списка наиболее крупных и стабильных предприятий” делает вывод, что каждое из них является примером прорыва в искусстве управления.
Широко распространено утверждение, что ведущим звеном в процессе управления является мотивирование исполнителя. Поэтому было принято решение рассмотреть в данной работе аспекты, связанные с построением системы мотивации.
Объектом исследования является Компания "Сервионика" – российский провайдер полного спектра услуг в области IT-аутсорсинга. В настоящее время "Сервионика" входит в группу компаний "Ай-Теко”
Особенностью в ГК Ай-Теко является организационная и управленческая структура, характеризуется широким делегированием полномочий и заменой административных методов управления экономическими, вплоть до внутрикорпоративной купли-продажи промежуточных результатов труда и образования внутренней конкуренции в компании, на основе технологии Business Unit Management – управление с помощью бизнес-единиц (бизнес подразделений).
Эта система основана на построении эффективной финансовой структуры компании с максимальным использованием системы бюджетирования, с введением полного внутреннего хозрасчета. Такой подход приводит к повышению рентабельности деятельности подразделений по профильным направлениям и компании в целом. Есть и отрицательные стороны - при выполнении комплексных проектов, в которых учувствуют несколько бизнес подразделений, возникают конфликтные ситуации между ними. Также существует необходимость в помощи внешних для бизнес подразделения экспертах, менеджерах и администраторах. Это ведёт, обычно, к увеличению себестоимости проектов.
Актуальность ИТ аутсорсинга определяется в том числе демографической ситуацией в нашей стране. Одним из общих примеров рисков в ИТ является риск воспроизводства персонала. Его можно декомпозировать на: общее ухудшение качества подготовки кадров, слом образовательной модели, хаотизация знаний, ухудшение качества персонала, демографическая яма, снижение мотивационного фона (общедоступные ИТ) и т.п.
Демографическая ситуация, воспроизводство населения, его состояние и динамика оцениваются: прежде всего по уровням рождаемости (синий) и смертности (красный); по разности между ними - уровню естественного прироста (зеленый);
Данные о количестве рождений и смертей с 1950 года.
В частности численность выпускников школ постоянно снижается и как следствие снижается число студентов вузов. По данным опубликованным в Wikipedia (http://ru.wikipedia.org/wiki/Демографический_кризис_в_Российской_Федерации) Численность студентов вузов к 2013 году составит 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 % по отношению к количеству студентов в 2009 году (7,4 миллиона человек).
Такое резкое сокращение предложения по поступающим новым человеческим ресурсам на рынок ИТ вызовет бурный виток конкуренции между игроками. В борьбе за ресурсы придётся повышать затраты на компенсацию, обучение и удержание персонала. Резко встанет вопрос с его эффективностью и мотивацией, так как обязательства по гибкости бизнес не снимет.
В свою очередь оригинальные преимущества аутсорсинга такие как эффективность использования ресурсов, скорость реакции на изменение не только усилят свои позиции перед бизнесом, но создадут экономическую базу для привлечения лучших и самых перспективных новых кадров на рынке.
Целью исследования является определение специфики взаимодействия и привлечения ИТ специалистов в бизнес подразделения комплексных аутсорсинговых проектов и построение на ее базе системы мотивации
В работе применяется методика (РичиШМартинП). Используя исследования потребностей человека, они рассматривает 12 мотивирующих факторов. Анализ каждого из двенадцати, их сочетаемости и взаимного влияния дает реальную картину потребностей человека.
Вопросы разработаны и проверены специально для того, чтобы выявить мотивирующие факторы, являющимися приоритетными для работника , а также те факторы, которым придается незначительное влияние как источник удовлетворения выполняемой работой. Тест позволит с учетом приоритетов определить потребности и стремления работника, и таким образом получить относительное представление о его мотивационных факторах. В основу теста положено сопоставление значимости ряда мотивационных факторов, важных с точки зрения руководства.
- Потребность в материальном вознаграждении. Ее мониторинг выявляет динамику и прогноз изменения в течении трудовой жизни; (например, наличие долгов, изменение семейных обязательств и т.п.).
- Потребность в приемлемых по комфорту условиях работы и окружаю щей обстановки.
- Потребность в понятном определении структуры работы. Включает в себя, получение обрат ной связи о результатах своей работы, снижение неопределенности, определение правил и политик исполнения работы. Может служить индикатором беспокойства, может меняться, когда происходит столкновение с серьезными изменениями в жизни или на работе.
- Потребность в социальных контактах: широкий контактный круг, удовлетворительная доверительность, тесные связи с коллегами.
- Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, серьезная степень близости взаимоотношений и серьезная степень доверительности.
- Потребность в завоевании признания со стороны других людей. Коллеги ценят его заслуги, достижения и успехи. Этот показатель учитывает внимании со стороны других людей, желание чувствовать собственную значимость.
- Потребность ставить для себя крайне сложные цели и достигать их; это показатель определяет самомотивацию.
- Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими. Показатель предполагает оценку обязательного сравнение с другими сотрудниками и влияния на них.)
- Потребность в разнообразии, переменах; стремление избегать рутины (скуки). Показатель определяет тренд постоянно находиться в приподнятом состоянии, быть готовым к действиям, любви к переменам и стимуляции.
- Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей. Показатель характеризует динамику проявления пытливости, любопытства и не творческого мышления.
- Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности. Показатель желания самостоятельности и самосовершенствования.
- Потребность в востребованности в интересной общественно полезной работе. Показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.
На основе проведенного анкетирования построены мотивационные профили сотрудников и проведен анализ по моде показателей, среднему значению показателей и диапазон значений (самое низкое и самое высокое значения) каждого фактора.
Также по каждому опрошенному была собрана дополнительная информация для анализа:
- возраст
- должность
- сколько времени в должности, полных месяцев
- бэнд и грейд
- пол
- семейное положение
- есть ли дети
- сколько высших образований получено
- гуманитарное или техническое образование
Пример мотивационного профиля
Мотивационный профиль представляет возможности поддержки процессов работы с персоналом. Он позволяет определить не только способность человека выполнять данную работу, но и пределы его возможностей эффективной деятельности, а так же способности совершенствовать свою работу. Использование мотивационного профиля применимо:
- для отбора персонала. Позволяет уточнить в какой степени обладание желательным мотивационным стимулом укрепляет эффективность поведения человека и в какой степени его отсутствие ослабляет ее.
- для удержание и развитие персонала. Путем отслеживание динамики изменения мотивационного профиля можно принимать управленческие решения по изменению
- минимизации числа конфликтов в коллективе
Результатом исследования является методика построения системы мотивации:
1 этап
получение уточненной информации о целях организации (социально-экономические и предметные)
подбор стимулов - формализованных и неформализованных,
определение потребностей и профилей мотивирующих факторов различных категорий работников.
2 этап
сопоставление соответствия стимулов целям организации и профилям мотивирующих факторов сотрудников,
проверка соотношения материальных и нематериальных стимулов,
прогнозирование эффекта от использования отрицательных и положительных стимулов,
расчет эффекта от управления мотивацией.
3 этап
Разработка программы улучшения действующей системы мотивации на основе структуры выявленных мотивационных профилей работников.
В рамках проведенной работы были решены поставленные задачи:
- Рассмотрены теоретические основы мотивирования персонала
- Проведен анализ предметной области и выполнена классификация существующих вариантов систем мотивации.
- Рассмотрены проблемы и решения в публикациях, посвященных теме ИТ-аутсорсинга
- Проведена декомпозиция бизнес целей подразделения на основе стратегии ГК и проведено проецирование его на направление развития коллектива
- Сформулированы ограничения специфики аутсорсинга как замещение внутренних процессов заказчиков на результаты производства услуг сервис провайдера с учетом возможных причин применения аутсорсинга заказчиком, особенностей организационной культуры заказчиков, допустимых критериев применимости аутсорсинг, потребности в оценке результатов сотрудников как внутри организации так и заказчиком.
- Определение системы показателей на основе трансляция бизнес целей подразделения
- Проведено построение мотивационного профиля выборки текущего состава персонала
Разработана методика построения системы мотивации.
- Войдите на сайт для отправки комментариев