Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Организация управления ИТ-услугами на основе передового международного опыта в территориальном подразделении универсального банка
Захарнёв С.В.
выпускник группы MBA CIO-34
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Важнейшим элементом формирования системы коммерческих банков России за последние 25 лет стало информационное обеспечение их деятельности. Именно развитие автоматизированных информационных технологий легло в основу российской банковской отрасли с самого начала ее становления в новых рыночных условиях. Вместе с банками за минувшие два десятилетия рос рынок ИТ-компаний, которые становились партнерами кредитных организаций, предлагающими различные продукты, услуги, сервисы.
Технологические подходы в российских банках за последние двадцать пять лет изменялись вместе с развитием финансового сектора и с эволюцией технологий.
В начале 1990-х годов информационные технологии были направлены только на фиксацию учета любых сделок и операций, совершаемых вручную. В дальнейшем технологический аспект начал приобретать большую значимость, стал доминировать и в итоге заменил практически все ручные операции. Полная замена ручного труда – это глобальная цель всех финансовых институтов на сегодня
Вместе с технологиями менялось и отношение отношение к ИТ-службе в банках: если раньше айтишник воспринимался как завхоз по компьютерам, то сейчас ИТ и бизнес идут рука об руку, их невозможно разделить.
В первое десятилетие существования новой банковской системы России наибольшей популярностью пользовались моновендорные решения: один поставщик мог обеспечить банк комплексом систем, которые в совокупности были способны охватить все сферы его деятельности, от расчета зарплаты и внутренних хозяйственных операций до непосредственно банковских приложений - кредитов, депозитов и т.д. Однако в начале 2000-х годов кредитные организации пришли к пониманию того, что не существует такого поставщика, который обеспечил бы все их потребности. После этого начал активно внедряться подход best of breed - лучший в своем классе - банки покупали системы различных производителей.
В банках начал шириться «зоопарк» систем, достаточно слабо связанных между собой. Этот вызов рынка породил потребность в интеграционных решениях. Вследствие этого появилась известная ныне модель SOA, изменился подход к автоматизации в целом: период «лоскутной» автоматизации отдельных функций постепенно заменяется комплексным подходом по автоматизации всех бизнес-процессов банка.
Сейчас почти во всех кредитных организациях идет этап развития и совершенствования существующих механизмов в интересах изменяющихся требований бизнеса.
Сбербанк России - не исключение. Всё вышеописанное касается его в полной мере. Кроме того, Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. Сбербанк России располагает примерно 20 000 офисов продаж, а численность персонала составляет около 230 000 человек.
Такие масштабы, а также история развития наложили сильный отпечаток на развитие ИТ в Банке. До 1 января 2001 года Сбербанк России представлял собой 79 региональных банков. Такой вот масштабный «ИТ-зоопарк» во всей стране: десятки, если не сотни решений по автоматизации, остутствие единых подходов к организации работы ИТ, очень слабая централизация.
Переломным моментом как для ИТ, так и для всего Банка в целом стал приход Германа Оскаровича Грефа к управлению Банком в октябре 2007 года.
Стратегия централизации, избранная Грефом, предполагает уход от «зоопарка» продуктов и переход на целевую платформу. А в 2011 г. была создана аутсорсинговая компания «Сбербанк-Технологии» специализирующаяся на разработке программного обеспечения в интересах Сбербанка. На текущий момент единый подход к управлению ИТ в Сбербанке определяет ИТ-аппарат ЦА. Но, несмотря на это, в территориальных банках еще достаточно много нецентрализованных ИТ-систем, а также процессов управления в ИТ, расходящихся с методологией ЦА.
Целью данной работы является получение целостной картины текущего состояния ИТ, вопросов управления ИТ и ИТ-рисками, их соответствия международным стандартам и передовой практике в Среднерусском банке, а также разработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности и достижению рекомендованного состояния ИТ в Среднерусском банке Сбербанка России.
- Войдите на сайт для отправки комментариев