Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Анализ и разработка рекомендаций по сокращению цикла "проектирование производство" на предприятии мебельной промышленности

Хорошева Н.И.
Выпускник группы ITM-10
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В работе рассматривается организация, основным видом деятельности которой является производство корпусной мебели. На первом этапе определены особенности мебели как товара и приведен обзор рынка мебели.  Анализ выявил ряд особенностей российского рынка мебели и, в частности, со стороны спроса - сокращение срока использования, возрастающий интерес к модным тенденциям. В этих условиях, в ряду конкурентных преимуществ, все больший вес набирает способность производителя быстрее и легче адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка.

Таким образом, повышение эффективности инновационного процесса, ускорение цикла разработки и внедрения в производство новых продуктов является актуальной проблемой для производителей мебели.

В методологической части работы представлены основные положения теории инновационного менеджмента.
Процесс разработки новой продукции, как часть инновационной деятельности фирмы, сопряжен с долговременным планированием, высоким уровнем инвестиций. Следовательно, управление разработками, инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, прерогатива высшего уровня руководства компанией.

Для выживания предприятия в условиях конкуренции необходимы постоянная диверсификация и обновление продукции, то есть инновационная деятельность должна быть непрерывна и это определяет процессный подход к управлению ею.

Потребности потребителя определяют цель - новое изделие и набор ограничений (цена и срок вывода на рынок). Следовательно, во-первых, длительные сроки разработок увеличивают их себестоимость, а во-вторых, превращают прогнозирование в статистическую игру.  При классическом подходе, создание нового изделия  - процесс, большое число промежуточных этапов которого призвано снизить риск, связанный с выводом нового товара на рынок. Кроме того, необходимо определение контрольных точек проекта, формирование комплекса оценочных критериев и процедур передачи информации, планирование и координация действий участников.

К числу основных путей сокращения и оптимизации структуры цикла исследование - производство обычно относят мероприятия по  совершенствованию форм планирования, применение экономико-математических моделей и методов, использование достижений в области науки и техники.

В следующей главе работы приведено описание предприятия: его история, общая организационная структура. В текущем состоянии IT-базы предприятия нужно отметить полное отсутствие интеграции используемых приложений. При том, что ИТ инфраструктура имеет весьма серьезный запас мощностей, такие функции управления как планирование и контроль осуществляются в основном таблицах MS Excel, документооборот на 90% бумажный.

Анализ основных финансовых показателей выявил низкий уровень прибыли. Объем продаж обладает незначительной положительной динамикой, однако, структура продаж показывает, что более 60% объема – продукция с низкой рентабельностью.

В тоже время цели предприятия – повышение уровня продаж, цели подразделении – освоение новых изделий – из этого можно сделать вывод о том, что политика предприятия, в первую очередь, нацелена на захват доли рынка, расширение.

Ретроспектива структуры выпускаемой мебели выявила  сокращение ассортимента по функциональному назначению, что на фоне прочих показателей свидетельствует скорее об оставленных позициях, чем о намеренном отказе от неперспективных направлений.

Ассортимент одновременно выпускаемой продукции на сегодняшний день включает 32 модульные группы, порядка 400 модулей. Динамика формирования ассортимента продукции можно показывает высокие темпы роста в период 2000-2007г.г., резкое сокращение ассортимента в 2008 году, и стабилизацию процесса замещения старых продуктов новыми в 2009-2011 г.г..

Однако говорит ли стабилизация показателей о достижении оптимальных значений?  В любом случае, можно предположить, что следующим витком спирали на пути продвижения компании должен последовать либо взлетное расширение ассортимента при сохранении скорости обновления, в случае если скорость обновления находится на уровне рыночных тенденций; либо ускорение обновления при сохранении количества одновременно выпускаемых модулей, в случае если ассортимент номенклатуры ограничен возможностями производства.

Таким образом, делается вывод о том, что необходимо произвести исследование существующего процесса разработки и внедрения в производство новой продукции, оценить его эффективность.

На исследуемом предприятии, продолжительность разработки мебели из 7-9 модулей, если подготовка производства не сопряжена с освоением новой технологией, закупкой оборудования, т.е.  в самом простом случае составляет не менее шести месяцев, а результат разработки зачастую оценивается как неудовлетворительный: рентабельность менее 5%, жизненный цикл менее 1 года.

Описание существующего процесса «разработка-внедрение» выявило ряд «факторов неуспеха». Вот их неполный перечень:

  • Процесс не управляем – отсутствует менеджер ответственный за конечный результат, наделенный соответствующими полномочиями;
  • Отсутствует четкая формулировка цели, ограничений и допущений;
  • Эмерджентность системы -  отделы заняты решением своих узких задач и не заинтересованы в конечном результате;
  • Высокая неопределенность информационного обеспечения - передача информации осуществляется по принципу вытягивания; передаваемая информация не удовлетворяет требованиям своевременности, достаточности и достоверности;
  • Отсутствие параллельности процессов, дублирование функций, как попытка восполнения качества информации;
  • Различные инструменты работы в отделе разработки и проектирования;
  • Отсутствие аналитического подхода к качеству разработок;
  • Невозможность передачи опыта прошлых разработок, консервирование знаний в виде навыков отдельных сотрудников.

В заключительной главе даются рекомендации к улучшению процесса разработки новых изделий: формирование инновационного процесса в виде портфеля проектов на разных стадиях жизненного цикла; наделение ответственного лица соответствующими рычагами управления, закрепление функций участников; календарное планирование, запараллеливание процессов как способ сокращения времени на разработку.

Сохранение наработок, стандартизация и унификация позволяют выполнить следующие проекты быстрее и качественнее. Формирование банка знаний для сохранения  результатов и определение критериев «успешности» разработок видится наиболее перспективным решением на пути к повышению эффективности и сокращению времени цикла «разработка-внедрение» (по предварительной оценке на 80-90%).

В качестве стратегической цели развития компьютерных технологий для поддержки основной деятельности ставится формирование единого информационного пространства, внедрение PLM-системы.

 

Рубрика: 
Бизнес-процессы
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5.5 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009