Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы управления взаимоотношениями участников учебного процесса



Просько Д.В.
выпускник группы ITM-18
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


В настоящее время система образования претерпевает мощные изменения. Учебные заведения постепенно наращивают техническую и образовательную базу, учителя совершенствуют новые методики обучения, да и количество учебных заведений неуклонно растет. В числе атрибутов образования, подвергающихся изменению, находятся и отношения всех участников учебного процесса.

Говоря об участниках учебного процесса, мы подразумеваем не только обучаемых и их учителей. В этот процесс так или иначе вовлечены родственники учеников или студентов, различные надзорные органы (Министерство образования, различные муниципальные комитеты) и различные коммерческие и некоммерческие организации, в той или иной степени помогающие выстраивать учебный процесс.

Отношения между всеми участниками – вторая по важности составляющая процесса обучения. Его участники должны иметь возможность постоянного взаимодействия друг с другом, и именно так возникают устойчивые связи, помогающие получить максимальный эффект от учебы.

В настоящее время все отношения между участниками учебного процесса строятся традиционными, испытанными за много лет средствами – встречи, общение по телефону и так далее. В некоторых случаях это устраивает всех участников процесса, но в подавляющем большинстве ситуаций заинтересованным сторонам приходится чем-то поступаться, подстраиваться друг под друга, изменять, а иногда и коренным образом ломать свой график. И это не всегда приводит к положительным последствиям, но необходимость таких мер диктует и порядок действий.

Конечно, по мере развития технологий отношения переходят на новый уровень, и вот, участники процесса получают возможность общаться посредством электронной почты или с помощью других сервисов подобной направленности. Но все это происходит на неформальном уровне и не является частью учебного процесса, существуя где-то "сбоку" от него, развиваясь параллельно.

По мере продвижения участников процесса вперед за ними накапливается определенный объем данных, которые влияют на оценку знаний и качество дальнейшего обучения. Разумеется, эти данные сейчас уже не хранятся в виде толстых папок в каких-нибудь архивах (хотя, сейчас еще достаточно субъектов федерации, в которых дела обстоят именно так). Развитие технологии диктует правила и тут, но сбор подобной информации затруднен в силу недостаточной формализации процесса сбора статистических данных. А если говорить об их анализе, то это зачастую становится тяжелой задачей, требующей больших ресурсных затрат.

Если основные данные по учебным процессам хранятся и могут быть определенным образом обработаны, то большая часть данных, которые считаются незначительными, отсеивается и не попадает в архивы. Между тем, эти данные могут повлиять не столько на процесс в настоящем, сколько могут понадобиться в будущем.

Сейчас подобные "незначительные" данные могут сохраняться только учащимися либо их родителями, и в этом будет их личная заслуга. Для остальных же участников процесса они навсегда останутся потерянными. А ведь по мере накопления данных, кажущихся второстепенными, становится возможным проведение их анализа, с помощью которого можно получить большое количество интересной и полезной информации.
Но, даже если подобные данные и попадают в хранилища, то их обработка и анализ становятся весьма трудоемким процессом, потому что в подавляющем большинстве случаев они не формализованы, и все действия над ними приходится выполнять буквально вручную.

Любой учебный процесс должен быть контролируемым и прогнозируемым. Эти качества процесса нам нужны для того, чтобы мы в будущем могли его совершенствовать. Это закон, ведь общество, в котором процесс обучения является статичным, неспособно двигаться вперед. Совершенствование любого процесса требует огромного объема информации, накопленной об этом процессе, и потому сбор подобной информации – вторая важнейшая задача после управления взаимоотношениями между его участниками.

Данная работа представляет собой готовое к дальнейшей разработке проектное предложение и позволяет оценить возможность и спланировать процесс создания единой системы управления, которая могла бы как регулировать отношения между участниками процесса, так и хранить и анализировать большой объем данных, неизменно накапливающийся в течение всего периода обучения.

Copyright © 2011 Просько Д.В.

К оглавлению >>

Рубрика: 
Базы данных
Автор: 
Просько Д.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 8.5 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009