Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Применение процессного подхода в отделе информационных технологий ГК "Автотрейд"
Харламов С.Н.
Выпускник группы MBA CIO-49
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при президенте РФ
Современные компании понимают, что сегодня особенно остро испытывается необходимость преобразовать информационные технологии в настоящий корпоративный актив (и рассматривать их именно таким образом), имеющий конкретную коммерческую ценность. Тесное согласование деловых целей и целей, связанных с ИТ, помогает организациям развертывать решения, позволяющие сотрудникам более эффективно взаимодействовать с заказчиками, использовать важнейшие данные о состоянии дел и совместно работать, невзирая на какие-либо границы. Как составная часть бизнеса, ориентированного на пользователя, ИТ-решения являются средством для более полной реализации возможностей сотрудников, управления сложными системами, защиты информации, контроля над доступом и развития компании.
При этом процессный подход к управлению ИТ позволяет осуществить:
– Устранение лишних/дублирующих функций и исполнителей;
– Сокращение стоимости процесса;
–Горизонтальное и вертикальное сжатие процесса;
– Упрощение логики процесса;
–Определение операционных рисков и контрольных процедур.[1]
За счет чего повышается эффективность работы компании в целом, в том числе – доходность и производительность труда сотрудников.
Поэтому использование процессного подхода к управлению как предмета изучения представляет особый интерес с точки зрения повышения не только ИТ-результатов, но и операционной, и производственной эффективности современной компании в целом.
Предметом исследования в рамках данной темы являлся процессный подход к управлению в целом и процессы Отдела информационных технологий Компании «Автотрейд». Объектом исследования была Компания «Автотрейд» – торговая компания, крупнейший представитель известных производителей автозапчастей для автомобилей японского и европейского производства.
Сегодня, в связи с негативным влиянием внешней среды на сферу торговли автомобильными запасными частями компании вынуждены сокращать издержки, уменьшать финансирование приоритетных программ и проектов, в том числе – снижать инвестиции в автоматизацию производства и информационное обеспечение.
Согласно проведенному в 2016 году исследованию эффективности информационного обеспечения в Компании «Автотрейд», было установлено, что удовлетворенность внутренних клиентов ИТнаходится на крайне низком уровне. Так, сотрудники Финансового, Коммерческого и Закупочного блоков Компании удовлетворены ИТ-поддержкой не более, чем на 40% из 100% возможных.
Основные замечания по неудовлетворенности предоставляемыми ИТ-сервисами – это:
• отсутствие обратной связи на запросы;
• недостаточная скорость реакции на запросы;
• слабая интеграция основных информационных систем;
• отсутствие полнофункциональной СЭД;
• устаревшая система ERP организации не позволяет решать, как текущие задачи, так и расширять функциональность, обеспечивать подразделения необходимым уровнем.
Также было выявлено, что из-за дублирования функциональности информационных систем происходит двойной или тройной ввод данных в различные ИС, что ведет к неполноте или низкому качеству наполнения данных, отсутствию отказоустойчивости и увеличению в связи с этим стоимости сопровождения ИС. В большинстве случаев проектная деятельность для Отдела информационных технологий Компании является спонтанной и несистематизированной, что также ведет к увеличению стоимости работ и сроков их внедрения, а также понижению их качества.
Для того, чтобы оптимизировать процессы в Отделе информационных технологий, ликвидировать дублирующие друг друга операции и т.д., было проведено исследование процессов ИТ, произведена оценка их зрелости, чтобы в дальнейшем оптимизировать их.
В процессе проведения аудита деятельности Отдела информационных технологий были выделены и проанализированы основные процессы ИТ:
– Процесс «Стратегическое планирование ИТ»;
– Процесс «Управление информационной архитектурой»;
– Процесс «Управление ИТ-бюджетом»;
– Процесс «Управление персоналом»;
– Процесс «Управление ИТ-проектами»;
– Процесс «Предоставление непрерывного доступа к ИТ-инфраструктуре»;
– Процесс «Управление системами и приложениями»;
– Процесс «Управление рисками ИТ».
Были выделены сильные и слабые стороны процессов. Например, процесс «Управление ИТ-проектами» характеризуется тем, что в большинстве случаев проектная деятельность для ИТ-службы является спонтанной и несистематизированной, что ведет к увеличению стоимости работ и сроков их внедрения, а также понижению их качества. Также была отмечена низкая компетенция руководителей проектов.
Были отмечены недостатки в текущих информационных системах. Так, Система Управления Документооборотом имеет такие недостатки как:
– нет интеграции с текущей ERP системой, что приводит к дублированию информации по договорам в двух системах;
– нет возможности инициирования повторного согласования договоров.
По итогам оценки уровня зрелости бизнес-процессов ИТ было установлено, что большинство процессов ИТ развиты на среднем уровне, и существует значительный потенциал их дальнейшего развития. Так, уровень зрелости процессов планирования и организации ИТ на сегодняшний день составляет 1,8, потенциально возможный –3,8. Уровень зрелости процессов приобретения и внедрения в Компании «Автотрейд» на сегодняшний день составляет 2,2, потенциально возможный –3,4. Уровень зрелости процессов предоставления и поддержки ИТ на сегодняшний день составляет 2,7, потенциально возможный–3,4. Уровень зрелости процессов мониторинга и оценки ИТ на сегодняшний день составляет 1,9, потенциально возможный–3,5.
Стратегия развития Отдела информационных технологий Компании «Автотрейд» состоит в том, чтобы повысить зрелость ИТ-процессов путем их оптимизации в периоде ближайших 1-3 лет.
Экспертной группой были разработаны предложения по совершенствованию основных процессов Отдела информационных технологий. Был предложен целый ряд мероприятий, в том числе:
– Реструктуризация организационной структуры управления Отдела информационных технологий.
– Реализация проекта по модернизации Систем Управления Предприятием (ERP системы).
– Объединение проектов по созданию Call Center и Внедрению 1С CRM в единый проект.
– Проект создания отказоустойчивой распределенной ИТ-инфраструктуры Компании
– и другие мероприятия.
Общая продолжительность мероприятий составит 243 дня, с 1 октября 2017 года по 31 мая 2018 года. В настоящее время в Компании «Автотрейд» уже начато внедрение целого ряда мероприятий.
Согласно бизнес-плану Компании, затраты на ИТ вследствие мероприятий останутся без изменений (на уровне 2016 года) по итогам 2017 года, сократятся на 5% в 2018 году, и еще на 10% в 2019 году. Кроме этого, согласно прогнозу Компании, целый ряд бизнес-процессов Финансового, Коммерческого и Закупочного блоков должны ускориться за счет снижения трудоемкости процессов поддержки и, главным образом, за счет объединения многих ИТ – модулей в единые системы и модернизации существующей ERP системы.
Темп роста затрат на ИТ в 2018 году будет 95% (т.е. расходы на ИТ сократятся на 5%), а в 2019 году составит 90% (т.е. расходы на ИТ сократятся на 10% по сравнению с 2017 годом).
Производительность труда повысится за счет роста доходов Компании и сокращения численности персонала. Прирост производительности труда в 2017 году составит 10% по сравнению с 2016 годом, в 2018 году - 16%, в 2019 году -16%.
Таким образом, разработанные мероприятия будут способствовать совершенствованию основных ИТ процессов Компании «Автотрейд» и повлекут за собой конкретный экономический эффект. Что свидетельствует о целесообразности их реализации.
[1] Зеленков Ю.А. Искусство бега по граблям. Стратегическое управление ИТ в условиях неопределенности. –М.: КРОК, 2013.
- Войдите на сайт для отправки комментариев