Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Повышение эффективности реализации ИТ проектов в ЗАО «Альфа Телеком»

Карманов И.М.

Выпускник группы MBACIO-49

Школы IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

Описание компании. “Сотовая Компания” крупнейший операторв Кыргызской Республике, предоставляет услуги сотовой связи в стандартах GSM (2G) WCDMA/UMTS (3G) и LTE (4G).

Компания была основана в 2005 году. На сегодняшний день радиосеть компании включает в себя более 2900 базовых станций, что делает компанию лидером по охвату сети в стране. Компания обеспечивает связью 99% населенной территории страны и обслуживает более 3 миллионов абонентов.В “Сотовой Компании” трудится более 1100 сотрудников.

Описание проблемной ситуации. Не смотря на успехи, достигнутые в прошлом, текущее положение “Сотовой Компании” на рынке является крайне сложным по ряду причин. Во-первых, компания не является монополистом на рынке. В стране существуют еще два оператора мобильной связи.Во-вторых, за последние 5-8 лет рынок сотовой связи во всем мире, существенно изменился.

С одной стороны, стремительное развитие технологий беспроводной передачи данных привело к значительному увеличению пропускной способности беспроводного подключения к интернету. Для абонентов “Сотовой Компании” за последние 7 лет в отдельных случаях скорость подключения увеличилась в 600 раз. Одновременно с этим, в результате острой конкурентной борьбы, произошло драматическое снижение цен на данный сервис для абонентов. За последние 5 лет цена за мегабайт интернет-траффика снизилась в 50 раз.

С другой стороны, рынок клиентских устройств также значительно изменился. В настоящий момент смартфоны использует более 40% абонентов «Сотовой Компании». Совокупность данных изменений способствовала появлению и быстрому распространению таких сервисов как WhatsApp, Viber, Telegram и т.д. Представленные выше обстоятельства оказали крайне негативное влияние на традиционные источники дохода мобильного оператора: передача голосового траффика, международные вызовы, роуминг и SMS.  Немаловажным является тот факт, что в условиях снижения стоимости услуг связи для потребителей, затраты на развитие и эксплуатацию технологической инфраструктуры постоянно возрастают.

Перед менеджментом “Сотовой Компании” была поставлена новая задача, заключающаяся в обеспечении лидерства компании за счет формирования новых ценностных предложений для абонентов ранее, конкурентов.

Условно задачу можно разделить на две подзадачи:

1.      Выявление продукта, который может быть востребован на рынке.

2.      Осуществление быстрой разработки и вывода нового продукта на рынок.

При всей важности подзадачи №1, практические аспекты ее решения в данной работе рассматриваться не будут. Ответственность за решение данной подзадачи лежит на специалистах коммерческой дирекции. Иная ситуацияс подзадачей № 2, на текущем этапе развития телекоммуникационной отрасли новые услуги и сервисы по своей сути являются ИТ-продуктами. Именно поэтому ключевыми видами деятельности, обеспечивающими решение задачи, являются проектирование, разработка и внедрение нового ИТ-функционала. Для обеспечения управляемости эти виды деятельности осуществляются на проектной основе.

ИТ-проекты в “Сотовой Компании” реализуются специалистами Департамента развития информационных систем,а автор работы является руководителем этого подразделения. На протяжении всего курса обучения в Школе ИТ Менеджмента автор старался применить получаемые знания для успешного решения подзадачи №2.

Дополнительными факторами, свидетельствующими о необходимости совершенствования деятельности департамента, стали нежелательные явления (далее НЖЯ), наблюдаемые на уровне дирекции по ИТ:

1.      Постоянно увеличивающаяся очередь ИТ-проектов, ожидающих реализации.

2.      Интриги и конфликты заказчиков из других подразделений пытающихся в условиях ограниченности ИТ-ресурсов «пролоббировать» реализацию интересных им ИТ-проектов.

3.      Трения между дирекцией по ИТ и другими дирекциями из-за низкой скорости реализации ИТ-проектов.

4.      Перегруженные и немотивированные ИТ-специалисты.

Таким образом, можно заключить, что в “Сотовой Компании” возникла управленческая проблема, заключающаяся в неэффективности существующей системы управления ИТ-проектами. Данная проблема прямо влияет как на гибкость компании и ее способность адаптироваться к новым рыночным реалиям в условиях конкуренции, так и на рабочую атмосферу внутри организации.

Исходя из указанной проблемы, цель исследования заключается в разработке мер по повышению эффективности системы управления ИТ-проектами в компании.

Решение. Основой для разработки мер направленных на оптимизацию деятельности депратамента стали знания полученные автором в ходе обучения в школе ИТ менеджмента.Так, в рамках курса по управлению бизнес процессами автор работы узнал о существовании Теории Ограничений (далее ТОС)разработанной израильским ученымЭлияхуГолдраттом. Следуя правилам и практикам данной концепции менеджмента автору удалось выявить т.н. истинную причину наблюдаемых НЖЯ. Как и предсказывал Голдратт, устранение этой причины привело к исчезновению всех наблюдаемых ранее НЖЯ и значительному улучшению состояния системы. Практическим результатом применения TOCявился новый бизнес процесс обеспечивающий концентрацию ресурсов только на тех ИТ проектах результаты реализации которых способствуют достижению стратегических целей компании. Следующей мерой стало применение методологии CriticalChainProjectManagement(далее CCPM) для реализации ИТ проектов. Данная методология также разработана Э. Голдраттом, и способствует сокращению сроков реализации проектов за счет повышения производительности исполнителей. В ходе реализации пилотного проекта удалось подтвердить действенность методов и практик CCPM. К сожалению действенность методологии была нивелирована особенностью реализации проектов в компании. Данная особенность заключается в частых изменениях требований со стороны заказчика в ходе реализации ИТ проектов. Следующая мера, предложенная автором, была направлена на обеспечение эффективной работы в условиях постоянных изменений. На основе труда Д.Сазерлэнда «Scrum: как работать в два раза меньше, успевая в два раза больше» была разработана новая т.н. «гибкая» методология реализации ИТ проектов. Предложенная методология сочетает в себе факторы, способствующие повышению производительности, а также практики, направленные на эффективную обработку изменений. Реализация пилотного ИТ проекта по новой методологии подтвердила ее эффективность в условиях изменяющихся требований.

Итоги.

Управленческая задача была решена к полученным результатам можно отнести:

Повышение эффективности использования ресурсов.

Сокращение сроков реализации ИТ проектов.

Сокращение показателя Time-to-market для новых услуг и сервисов.

Повышение удовлетворенности заказчика.

Повышение удовлетворенности ИТ специалистов.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009