Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Информатизация металлургического производства с мелкими и средними партиями

Назаров К.Л.

выпускник группы MBACIO-49

ШколыIT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

Развитие ИТ технологий, применяемых в деятельности коммерческой компании, не может является самостоятельной целью. Инвестирование в информационные технологии должно давать отдачу в основной деятельности компании. Но как сфокусировать развитие ИТ на бизнес-результаты? Чтобы понять что действительно важно для бизнеса и как в решении проблем может помочь информатизация нужно обратиться к модели на основе которой функционирует бизнес компании. Для описания бизнес-моделирассматриваемого предприятия я использовал нотацию, предложенную Александром Остервальдером. Для описания взаимодействия между критически важными факторами успешного функционирования компании А.Остервальдер в своей работе на соискание степени доктора философии 2004г предложил использовать графическое представление бизнес-модели. В настоящее время концепция построения бизнес-моделей, предложенная Остервальдером, находит широкое применение в бизнес-моделировании как при создании новых видов ведения бизнеса, так и для трансформации устоявшихся бизнес-моделей. Такие успешные компании, как Google, IBM, Ericsson, используют этот подход для анализа и совершенствования моделей своего бизнеса.

В своей концепции построения бизнес-моделиОстервальдер предлагает описать компанию, взглянув на нее с девяти ключевых для любого бизнеса позиций. Ассоциативно он разделяет девять блоков модели на две составляющие, проводя аналогию со строением человеческого мозга. Блоки модели, расположенные в правой части модели, ассоциируются с правым полушарием мозга, отвечающим за эмоции человека. Эта часть бизнес-модели описывает потребительские сегменты, на которые нацелена работа компании и ключевые моменты взаимодействия компании с потребителем. При конфигурации блоков этой части модели важно, чтобы действия компании при удовлетворении потребностей клиента вызывали у него положительные эмоции, побуждая к дальнейшему сотрудничеству. Правая часть бизнес-моделиопределяет, как довести до потребителя созданную компанией ценность в нужном объеме. Функционирование блоков правой части модели формирует потоки доходов бизнеса.

Левое полушарие человеческого мозга отвечает за логику. В левой части модели сгруппированы блоки с ключевыми факторами, используемыми компанией для создания своего продукта, эти факторы формируют затраты компании. Логика оптимального функционирования левой части модели заключается в том, чтобы создать ценность для потребителя в необходимом количестве с оптимальными затратами.

Центральное место в графическом представлении бизнес-модели отведено описанию ценностного предложения, создаваемого компанией. Этим подчеркивается тот факт, что при формировании своего предложения компания должна концентрироваться не на производимом продукте или оказываемой услуге как таковой, а на той ценности, которую видит в этом продукте потребитель. Ведь потребитель покупает какой-либо продукт компании, для удовлетворения своих потребностей или желаний. От правильного определения того, что представляет ценность для каждого сегмента потребителей, а что не является важным, зависит успех всей работы бизнес-модели. В рамках данной работы проведен подробный анализ бизнес-модели небольшого металлургического завода, основное ценностное предложение которого можно сформулировать как обеспечение потребителя качественным плоским металлопрокатом с малыми сроками исполнения заказов средних и малых объемов. Ценностное предложение ориентировано на сегмент рынка b2b. По размеру заказов клиентов предприятие занимает промежуточное положение между крупными производителями проката и металлобазами-посредниками. Эта особенность находит отражение в бизнес-модели компании. В своей работе я провел исследование каждого блока бизнес-модели с целью выявления проблем, находящихся на стыке бизнеса и ИТ.

Архитектура ИТ отдельных организаций может принимать множество различных форм и быть уникальной, представленной только в конкретной компании. Архитектура информатизации не является статичной структурой взаимосвязанных информационных систем, определенной изначально при внедрении и неменяющейся с течением времени. Бизнес, формирующий свое ценностное предложение для потребителя, изменяется. Причиной изменений могут быть как внутренние планы развития, изменения структуры, размеров в соответствии со своей стратегией, так и необходимость подстраиваться под изменяющиеся условия рыночной среды. ИТ-среда организации должна быть способна трансформироваться вместе с бизнесом, соответствуя изменяющимся условиям жизни самой организации. Выживаемость той или иной ИТ-архитектуры в конкретной организации определяется ее соответствием такому фундаментальному свойству бизнеса, как его изменчивость.

Эксперты GartnerGroup из всего многообразия выделяют две группы ИТ-архитектур, называя их стилями ИТ-архитектуры. Это стиль «слабой интеграции» и «сильной интеграции» ИТ-систем. В.И.Ананьин в своей работе добавляет в эту классификацию третий стиль архитектуры – «лоскутное одеяло». Стиль архитектуры передает взгляд бизнеса на организацию потоков данных в бизнес-процессах, определяет механизмы, обеспечивающие целостность и согласованность этих данных в масштабах информационного пространства организации. С течением времени на смену одним информационным системам, используемым в организации для управления бизнесом, приходят другие, меняется бизнес-среда организации, перестраиваются бизнес-процессы, организационные структуры, но накопленные данные наследуются при переходе от одной информационной системы к другой. Данные являются самой инертной составляющей ИТ архитектуры. Это свойство данных лежит в основе непрерывности хозяйственной истории бизнеса и делает созданные за годы базы данных одним из ключевых ресурсов компании. Жесткость связей в основном механизме интеграции данных определяет принадлежность к тому или иному стилю ИТ-архитектуры.

В рамках работы проведено исследование структуры управления компанией. По документу«организационная структура», составляемому во многих организациях, можно судить о существующих должностях в организации, об их распределении по должностным позициям, о формальных потоках полномочий между ними. Однако, являясь дорожной картой формальной власти, это представление структуры компании не отражает неформальных  властных и коммуникационных отношений в компании. В своей работе я рассмотрел структуры управления организацией, основываясь на диаграмме организации, предложенной Генри Минцбергом, описал основные механизмы координационного взаимодействия в составляющих структуру частях организации. По применяемому в операционном ядре основному механизму координации деятельности через стандартизацию операций и стандартизацию выпуска, организационную структуру рассматриваемой организации можно отнести к разряду механистической бюрократии. Однако власть техноструктуры и разрабатываемых стандартов на рассматриваемом металлургическом заводе не так сильна, как на крупных металлургических предприятиях. Отсутствие крупных длительных контрактов, накладывает свои требования по скорости принятия решений. Наибольшую скорость в принятии решений обеспечивает прямое управление. Поэтому управленческая структура наряду с признаками механистической бюрократии имеет признаки простой структуры. Управленческая власть имеет высокую степень централизации. Высокая централизация власти и относительная стабильность структуры бизнеса компании хорошо соответствуют стилю ИТ-архитектуры с сильной интеграцией данных. К этому стилю на протяжении последних лет смещается ИТ-архитектурарассматриваемой компании,уходя от «лоскутного одеяла».

В своей работе я рассмотрел текущую архитектуру информатизации в разрезе функциональных задач, выполняемых в процессе деятельности компании. Проецирование текущей архитектуры на бизнес-модель предприятия позволило определить перспективные направления развития информатизации компании. В результате был сформирован портфель проектов по развитию ИТ и описаны первые шаги на пути их реализации.

Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009