Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Система управления разработкой программных продуктов в компании
Гончарук Андрей Михайлович
выпускник группы MBA CIO-49
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В крупных торговых компаниях существует большая потребность в автоматизации внутренних процессов. В противном случае любые издержки на неоптимальную работу закладываются в стоимость продукции, реализуемой компанией. В крупных ритейл компаниях процент автоматизации достигает 98%. Бизнес цифрового и бытового ритейла характерен высокой изменчивостью. Компании стремятся успевать изменяться за потребностями рынка.
В крупных компаниях создается большое количество потребностей на разработку новых инструментов, улучшение существующих и удаление устаревших. Так же увеличивает сложность автоматизации связанность всех процессов компании. При реализации одной задачи необходимо учесть изменения в смежных процессах. Так же к проблематике автоматизации относится высокая связанность задач, которая ведет к необходимости последовательной реализации. В крупных компаниях используется несколько программ, поэтому часть задач нужно реализовывать параллельно в нескольких системах, что в свою очередь требует серьезной работы по синхронизации нескольких IT подразделений.
В сфере цифровой и бытовой техники существует большое множество возможностей и идей по развитию торговли. И для компании важно концентрировать усилия по ключевым направлениям. Для этого компании создает 3-5 летние стратегии для формирования целевого направления усилий. Руководство на регулярной основе информирует о стратегии. Проекты являются движущей силой развития компаний. Таким образом, закладывается фундамент будущего для компаний.
Важной задачей бизнеса является умение планировать и анализировать в ретроспективе затраты на проекты. Для последующей корректировки действий, необходимо получать опыт на успешных и безуспешных проектах. Этот опыт для компании является очень ценным. Умение планировать сроки и затраты будущих проектов на основании прошлых, является уникальным конкурентным преимуществом команды компании.
В итоге ключевым преимуществом компаний становится умение быстро изменяться. А для IT отдела ставится задача успевать реализовывать любые потребности компании. Для решения этой задачи необходимо создать систему управления разработкой программных продуктов, адаптированную под процессы компании.
В данной работе были рассмотрены особенности проектного и процессного управления. За процессный подход были взяты гибкие методологии разработки программного обеспечения. Этот подход позволил достичь следующих результатов:
· Получить циклический, ритмичный выпуск продуктов.
· Получение рабочего продукта на ранних стадиях.
· Создание продукта отвечающего потребностям рынка, за счет раннего тестирования.
· Прозрачный процесс развития продуктов компании.
· Точное планирование реализации продуктов.
· Согласованность действий в больших командах.
Такой подход позволяет добиться максимальной эффективности при работе с простыми задачами. Вовлеченность всей команды в создание продукта, позволил довиться слаженной работы, и как следствие высокого качества реализации.
Так же был рассмотрен проектный подход. Он позволяет реализовывать задачи с высокой степенью неопределенности. Управление проектом позволяет в обмен на дополнительные затраты(зарплата проектного менеджера, стоимость создания планов, документации, отчетности и т.д.) ощутимо повысить вероятность успешного завершения проекта. Документирование информации о проекте и используемых методах позволяет в будущем учесть лучшие практики и ошибки. Тем самым создать систему управления применимую к компании.
Были рассмотреныпринципы сервисного обслуживания. Сервисный подход позволяет сформулировать цели работы IT отдела в рамках компании. Для компании это очень важно, так как именно несогласованность действий внутри подразделений приводит к ошибкам в работе. В больших компаниях необходимо особое внимание уделять коммуникациям и осознанию деятельности подразделений. Методы сервисного обслуживания помогают
1) Сформулировать цели для каждого из подразделений.
2) Выделить ценность, создаваемую каждым из направлений деятельности в компании.
3) Выделить договоренность об уровне сервиса между подразделениями.
4) Избавиться от лишних действий, которые не добавляют ценности услугам.
Для достижения всех поставленных целей принято решение создать собственную систему управления разработкой программных продуктов. При реализации системы были разработаны методы, наиболее подходящие компании.
1) Был выделен термин «заявка на разработку». Упрощение постановки задания в ITотдел от «заказчиков». При этом повышение качество работ по подготовке задания.
2) Выделение ключевых направлений компании. Разделение ресурсы по направлениям, ограничение по квотам. Тем образом, достижение развития каждого из направлений, в условиях ограниченности ресурсов.
3) Описание порядка взаимодействия с дивизионами. Вовлечение всех ключевых участников компании в процесс изменения. Организация прозрачной схемы работы с изменениями.
4) Выстраивание прозрачного способа упорядочивания заявок на разработку. Что привело к уменьшению конфликтных ситуаций в различных направлениях и IT подразделениях. И способствует ускорению разработки, за счет снижения транзакционных издержек.
5) Создание специального инструмента по заведению заявок на разработку, который позволяет повысить качество внесенной заявки неопытным пользователем системы. За счет развивающегося шаблона по подготовке заявок на разработку был получен инструмент, отвечающий всем требованиям компании, без необходимости переобучения всех «заказчиков».
6) Доработаны классические методы работы с проектами. Были получены инструменты по реализации проектов в компании. Добавлены этапы жизни проектов «прототипирование», «внедрение», «масштабирование». Тем самым максимальная направленностьработ на достижение целей проекта.
7) Были разработаны сбалансированные методы оценки работы ITотдела. Что позволило видеть объем ресурса разработки и объем возжигаемой потребности компании. Система метрик позволяет видеть упущения в работе со стороны IT подразделений и организовать работы по исправлению. IT отдел получил инструмент отражающий потребность бизнеса и возможность анализа своей деятельности.
Все эти методы создают систему управления разработкой ПО компании ООО «ДНС Ритейл». Позволяют успешно справляться с задачами автоматизации в условиях ограниченности ресурсов. Позволяют компании быстро меняться под условия на рынке торговли цифровой и бытовой техники.
- Войдите на сайт для отправки комментариев