Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Проект модернизации Информационной системы крупного, территориально–распределенного ВУЗа

Голыгин А.А.
выпускник группы ITM-21
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ.

На сегодняшний день Академия РАНХиГС является самым крупным образовательным учреждением на территории РФ.  Являясь бюджетным учреждением - Академия занимает одно из лидирующих мест на рынке Бизнес Образования, что предъявляет высокие требования к обеспечению учебного процесса.

В рамках программы автоматизации в Академии с 2003 по 2008 активно реализовывался проект создания системы управления ВУЗом  «ИС  ModEUS». В данной системе был реализован набор модулей который активно используется в Академии по настоящее время.  Основные направления деятельности Академии которые активно пользуются системой: Учет контингента обучающихся; Учет образовательных программ; Учет оплаты обучения; Рабочие учебные планы; Формирование расписания. Также система является  платформой интеграции различных систем использующих общие данные, такие системы как: 1С Бухгатерия 7.7 ( в текущем году был осуществлен переход на  1С Бухгатерия 8.2); Библиотечная система учета книг MARKSQL; Система контроля и управления доступом «СКУД СФИНКС», а также различные сервисы: подача заявок на предоставление  доступа студентам\слушателям  Академии к сети WIFI; доступ к электронным библиотекам.

После объединения АНХ и РАГС образовалась новая Академия - Российская академия народного хозяйства и государственной службы  при Президенте РФ. Существующая система «ИС  ModEUS» перестала удовлетворять требованиям новой академии. Следовательно, требуется новый проект, который позволит модернизировать «ИС  ModEUS» к изменившимся требованиям новой академии.

Обеспечение учебного процесса в Академии сталкивается с рядом проблем.  Наличие разветвленной филиальной сети, усложняет сбор  и доставку информации между Центром  и удаленными территориями. Первая же Абитуриентская кампания показала  проблемные места при сборе данных об абитуриентах. Основная проблема - отсутствие единой системы с четко выстроенной логикой (требования к объёму и качеству данных) и структурой данных, многие филиалы использовали свои наработки и загружали данные в требуемом формате - что все равно привело к большому количеству ошибок в данных.

Сбор любой информации с удаленных филиалов очень растянут во времени и трудоемкий по сведению данных. Данная проблема требует активных шагов по модернизации существующей информационной системы, которая используется только локально и не может быть масштабируема, так как при проектировании в ее архитектуре не были предусмотрены средства кластеризации.

Основной целью данной работы является формирование требований к проекту модернизации существующей информационной системы «ИС  ModEUS».  Основные категории требований по проекту:

  1. Требования  к аппаратному обеспечению системы;
  2. Требования к архитектурному решению;
  3. Требования к разработке и сопровождению системы;
  4. Требования по администрированию системы.

Эти требования положены в основу проекта модернизации  «ИС  ModEUS».
Проведя анализ данной системы, становится ясным, что придется систему, точнее ее клиентскую часть, полностью переписывать под веб-приложение, отказавшись от толстого клиента (только для целей администрирования). Ценность данной системы представляет заложенная в нее логика и алгоритмы, в том числе хранимые процедуры базы данных и сами данные за период с 2008 года по текущее время.

Изучая рынок подобных систем управления ВУЗом, мною было обнаружено, что абсолютно готовых решений не существуют, есть лишь системы, которые по своим характеристикам удовлетворяют нужным Академии требованиям.  Наиболее подходящей и перспективной оказалась система «АСУ ВУЗА» Московского Института Инженеров Транспорта. Данная система реализована на базе СУБД  ORACLE, и базируется на кластерных технологиях, что обеспечивает ее бесперебойную работу.  Данная система, в отличие от своих конкурентов, не локальная, а разработана с учет большой филиальной сети (на данный момент приблизительно в системе работает 28 территориально удаленных филиалов).
Любая сторонняя система при внедрении ее внутри организации будет претерпевать изменения и обрастать своими уникальными особенностями. АСУ МИИТ  в силу особенностей данного ВУЗа представляет собой  3х-звенную систему (тонкий клиент, сервер приложений, СУБД), доступ к которой осуществляется через  удаленный рабочий стол по защищенному каналу. Данная схема работы возможна при наличии стабильного и высокоскоростного подключения к сети во всех филиалах. В виду того, что ВУЗ готовит кадры для РЖД, то  данная компания предоставляет свои каналы связи и все филиалы МИИТ пользуются услугами одного провайдера.

В РАНХиГС нет возможности обеспечить единого провайдера для всех филиалов, поэтому  систему придется дорабатывать, перенося функционал на веб-приложение.  Если взглянуть на процесс обучения, то он стандартизован и близок во всех ВУЗах, но  в каждом есть свои особенности, поэтому изменения в системе неизбежны. 

Оптимальным вариантом для Академии является покупка системы по характеристикам близкой к «АСУ МИИТ» и адаптации ее под себя с учетом опыта использования и эксплуатации  «ИС  ModEUS».  В начальной фазе проекта необходимо сформировать команду внедрения, которая в последствии сможет сама вести и документировать доработки в системе и передавать  знания новым сотрудникам.

Основными требования к аппаратному обеспечению должны быть: кластеризация  всех звеньев системы; поддержание работоспособности в режиме 24\7; выстроенная многоуровневая система резервного копирования;  использование сертифицированного оборудования  и систем хранения данных.

Основные требования к архитектурному решению: архитектура системы должна обеспечивать стабильную работу большого числа пользователей >3000; обеспечение гибкой системы настроек для внесения изменений (без изменения кода);  возможность применения изменений к системе без остановки работы пользователей; широкий инструментарий для разработки и настройки системы; соответствие и сертификация системы по 152-ФЗ о защите персональных данных.

Основные требования к разработке и сопровождению системы: наличие и ведение группой разработки документации; использование системы управление изменениями при доработке системы; ведение документации и технической поддержки системы согласно стандартам ITIL, наличие и поддержание в актуальном виде модели угроз и рисков-способов их устранения.

Основные требования к администрированию системы: наличие большого инструментария администратора для гибкой настройки системы без изменения кода; наличие четких требований и рекомендаций по  обслуживанию СУБД и других компонентов системы.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009