Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка консалтингового продукта в рамках ИТ-стратегии

Лаптев Д.С.
выпускник группы ITM-22
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ.

Одной из тенденций в сфере российской информатизации в последнее время становится возрастание интереса к вопросам формирования ИТ-стратегии и архитектуры информационных систем.  Исторически ИТ рассматривалось как вспомогательная функция, стратегию которой было трудно понимать и принимать на уровне бизнес-руководителей Однако общее повышение грамотности в вопросах ИТ, а также все большая зависимость деятельности организации и бизнес-процессов от использования ИТ привели к тому, что стратегия ИТ сегодня должна рассматриваться в контексте долгосрочных планов и стратегии деятельности компании в целом.

Во многих отраслях информационные технологии привели к крупным изменениям стратегий фирм и способов реализации этих стратегий. Приведем несколько примеров использования информационных технологий и их влияния на бизнес:

  1. Логистическая система, внедренная компанией Toyota, позволила минимизировать складские расходы, которые имели существенную составляющую в себестоимости продукции.
  2. Внедрение системы класса ERP на «Белорусском металлургическом заводе» позволило снизить затраты на производство продукции, снизить непроизводственные расходы и уровень материальных запасов.
  3. Внедрение системы класса SRM в ОАО «СургутНефтеГаз» позволило сократить длительность закупочных процедур, создать централизованный репозитарий закупочных документов и снизить цены на закупаемую продукцию до 9% за счет привлечения альтернативных предложений и повышения конкуренции поставщиков.

Информационные технологии компании все больше связаны с бизнес-стратегиями компаний, а значит, должны быть выражены на языке бизнеса. Как отмечается в материалах Gartner, организации всегда испытывали проблему с синхронизацией развития своей инфраструктуры ИТ и целями видения бизнеса. Управленцы и бизнесмены мыслят в терминах бизнес-моделей, бизнес-процессов и специфических функций бизнеса, в то время как сотрудники ИТ-служб предлагают технологии и обсуждают то, как эти технологии должны быть интегрированы в общую архитектуру предприятия. Результатом является разрыв, вызванный задержками во времени, которое требуется для перевода бизнес-требований на язык информационных систем.

Очевидно, что сейчас требуется новый способ обеспечения связей между бизнес-целями и ИТ. Сегодня окружающая организации среда требует единого, синхронного подхода, который приводит к созданию единой архитектуры бизнеса. При этом правила построения бизнеса на уровне процессов, людей и организационных структур должны быть синхронизованы с самого начала с правилами управления структурами и стандартами в области ИТ.

Бизнес-стратегия должна идентифицировать направления развития бизнеса (основные области деятельности) организации и причины движения в данном направлении. Архитектура ИТ должна идентифицировать те информационные ресурсы, которые требуются для поддержания бизнес-стратегии. ИТ-стратегия — это часть общей стратегии развития компании, в которой указано, каким образом, на основе каких технологий, в какие сроки, на основе каких принципов и за какой бюджет для конкретного предприятия возможно повысить эффективность бизнеса. По результатам опроса участников всероссийского форума пользователей ERP-систем, у 54% участников ИТ-стратегия уже существует, а 34% планируют её разработку в ближайшее время.

На российском рынке становятся все более актуальными консалтинговые услуги в области ИТ-стратегии (в частности, ИТ-архитектуры). Для получения конкурентного преимущества эти услуги требуют адекватной бизнес-модели. Предметом данной работы является разработка бизнес-модели консалтинговой компании, занимающейся деятельностью в области ИТ-стратегии. В данной работе представлен пример коммерциализации идеи в области ИТ-стратегии на примере компании PricewaterhouseCoopers, крупнейшей в мире компании, предлагающей профессиональные услуги в области консалтинга и аудита.

На основе проектного опыта было сделано заключение, что на рынке наиболее востребованы шесть видов консалтинговых услуг в области ИТ-стратегии:

  1. Услуги по минимизации ИТ-рисков при слиянии/поглощении компаний.
  2. Услуги по оценке способности ИТ-архитектуры поддерживать создание новой продукции для единичного и мелкосерийного производства.
  3. Услуги по анализу архитектурных последствий смены ИТ-платформы.
  4. Услуги по оценке возможности ИТ-архитектуры поддерживать рост бизнеса.
  5. Услуги по оптимизации ИТ-архитектуры в условиях кризиса.
  6. Услуги по оценке возможностей ИТ по созданию нового бизнес-продукта.

В рамках работы будут описаны все шесть видов услуг (была использована модель А. Остервальдера и И. Пинье), а для детальной проработки были выбраны услуги №2 и №3, так как на основе них можно сделать детальные шаблоны оставшихся услуг.

Также рамках работы были описаны элементы стратегии их отражение в ИТ-стратегии:

  1. План
  2. Перспектива
  3. Позиция
  4. Приемы
  5. Принципы поведения

Были описаны и проведено сравнение принципов построения ИТ-стратегии «принципы + приемы» и «перспектива + план». В работе была описана методология ведения архитектуры предприятия SAPEAF(Enterprise Architecture Framework) и особенности ее применения

В работе был выполнен экономический расчет окупаемости услуг №2 «Оценка способности ИТ-архитектуры поддерживать создание новой продукции для единичного и мелкосерийного производства» и №3 «Анализ архитектурных последствий смены ИТ-платформы». В заключении были представлены первые шаги по реализации услуг в к
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009