Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Построение карьеры ИТ-специалиста

Гетманская П.В.
выпускник группы ITM-25
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ.

Для построения успешной карьеры в ИТ-сфере необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и идти в ногу с новыми технологиями.
С ростом роли ИТ в бизнесе современных компаний меняются и требования к ИТ-специалистам. Сам этот термин сегодня обозначает самых разных профессионалов. Какие качества и навыки нужны им сегодня для успешной работы?

Еще не так давно ИТ-специалисты считались в компаниях персоналом сугубо техническим, а собирательный образ «айтишника» олицетворял собой неформального вида системный администратор, круглосуточно сидящий за компьютером и желающий одного — как можно меньше общаться с коллегами. Нынешние ИТ-специалисты часто представляют собой полную противоположность этому стереотипу, они нацелены на работу в команде, профессиональный рост, и им все чаще нужны коммуникативные и управленческие навыки, традиционно считавшиеся прерогативой управленцев, специалистов по маркетингу, PR и HR.

Понятие «ИТ-специалист» сегодня намного шире, чем было еще несколько лет назад. В первую очередь управленческие и коммуникативные навыки нужны руководителям ИТ-подразделений, тем, кто, формально работая в сфере ИТ, является в большей степени менеджером и организатором. Сегодня в стране остро ощущается дефицит высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями и навыками управления ИТ-подразделениями и информационными системами крупных организаций. Для управления такими структурами требуются глубокие знания, с одной стороны, в области ИТ, а с другой, в областях стратегического менеджмента, предпринимательских технологий и бюджетирования, управления проектами, персоналом, инвестициями и рисками, маркетинга и т.д. Тандем этих знаний значительно повышает стоимость и эффективность такого специалиста.

Одна из проблем повышения квалификации ИТ-специалистов — встречающееся иногда отсутствие фундаментальных знаний, причем даже у тех, кто немалое время отработал, имеет опыт и получил сертификаты ведущих вендоров.

Преимущества фундаментальной образовательной подготовки в любой области, и ИТ здесь не исключение, очевидны. Высшее образование, полученное в техническом вузе, никогда не было лишним и никому не мешало. Выпускники престижных институтов «разбираются» ведущими ИТ-компаниями еще во время учебы. Именно хорошая базовая подготовка и является причиной «универсальности» российских ИТ-специалистов.

Возможность повышения квалификации становится существенным элементом системы мотивации ИТ-персонала, растет задача сохранения инвестиций в обучение. Работодатели, вкладывая средства в рост квалификации сотрудника, могут столкнуться с ситуацией, когда он «перерастает» компанию и начинает поиск альтернативных предложений. Порой чтобы удержать такого специалиста в компании, уже недостаточно обеспечить ему комфортные условия труда — организацию работы, продуманную систему премирования и социальный пакет. Что может в этих условиях сделать предприятие, чтобы не прогадать и предотвратить уход квалифицированного сотрудника, на обучение которого потрачены значительные средства?

Во-первых, очевидно, что инвестиции компании в обучение ИТ-специалистов должны соответствовать планам по развитию бизнеса. Другими словами, затратив средства на обучение специалиста, компания должна четко сознавать необходимость и обоснованность этих инвестиций. Во-вторых, необходимо отслеживать ситуацию на рынке труда и соответствующим образом реагировать на изменения конъюнктуры. Например, если до вас дошла информация, что специалисты определённой категории стали пользоваться спросом и их стоимость значительно возросла, значит, наступило время проанализировать адекватность условий, которые вы предлагаете своим специалистам. На годы удержать сотрудника в компании — вот интересная, в каком-то смысле даже сверхзадача, которую компания может поставить перед собой.

Одним из методов удержания обученного специалиста в компании считается договор о сроке его «отработки» после обучения, в течение которого он не будет увольняться. Однако поскольку «пожизненный» контракт сотрудник вряд ли подпишет, то если он намерен уйти, все равно сделает это по окончании контракта.

Многие компании бесплатно обучили новичков, но при этом общая продолжительность работы одного ИТ-специалиста на предприятии увеличивается чуть ли не вдвое….

Способом удержания может стать смена области деятельности — переквалификация специалиста. Такое изменение амплуа сотрудника выгодно компании, которая при этом не теряет инвестиции в развитие персонала. Часто бывшие инженеры добиваются успеха на позициях руководителей проектов, пресейл-экспертов и менеджеров по продажам, где имеющаяся техническая база позволяет им глубоко вникать в проблемы заказчика. Получив возможность переквалификации в своей компании, сотрудник не только обретает второе дыхание, но и готовит себе замену гораздо дольше и тщательнее, чем при переходе к другому работодателю.

С точки зрения самих ИТ-специалистов переквалификация в некоторых случаях может оказаться единственным выходом из «профессионального тупика».

 

Рубрика: 
Другое
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009