Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Оптимизация датацентров с использованием современных технологий



Михеев А.В.
выпускник группы ITM-18
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


Производительной частью первых дата-центров (или центров обработки данных (ЦОД), появившихся в 60-х годах прошлого века, являлись мэйнфреймы (mainframes). Наибольший след в истории оставили IBM 360, которые потом в СССР решили клонировать, отказавшись от собственных разработок ЭВМ БЭСМ6, «Мир» и т.д., инженерные исполнения которых во многом тогда превосходили американские разработки. Исторически сложилось, что в эпоху дата-центров того времени наша страна вошла с аналогом продукции IBM под названием ЕС ЭВМ. Разные модели этой серии выпускались с 1971 по 1998 г., ими были оснащены многие советские предприятия и НИИ.

В 60–70х годах дата-центры использовались, в основном, для нужд оборонной и космической промышленности, которые, в свою очередь, использовали их решения сложных вычислительных задач, и под каждую, как правило, писалась своя программа. Затраты на недешёвые мэйнфреймы (а они и сейчас довольно дороги) и на штучную, по сути – ювелирную, работу по созданию ПО, могли позволить себе только крупные богатые компании, и это сдерживало широкое распространение ЦОД. Именно тогда возникла концепция обработки информации как централизованного сервиса, предоставляемого вычислительным центром всем остальным подразделениям компании. По нынешней терминологии это сервисный процесс, который можно охарактеризовать не иначе, как внутренний аутсорсинг. Для аутсорсинга внешнего условий тогда не было, поскольку он предполагает наличие стандартизируемых решений и приложений, пользоваться которыми могут самые разные компании.

Активный рост ЦОДов начался в 80-х годах ХХ-го века, когда компьютерное оборудование начало становиться всё более доступным (пока что для западных пользователей), заметно при этом подешевев. Одновременно увеличились мощности компьютеров, объем запоминающих устройств, компании стали создавать для обработки корпоративных данных свои вычислительные центры, а крупные компании, имевшие филиалы в разных городах и странах, соединяли свои ЦОД линиями связи.

С появлением сети Интернет развитие дата-центров вышло на новый уровень. До середины 90-х годов Интернет использовался, в основном, для обмена электронной почтой и другими данными между пользователями, но со временем компании оценили перспективы Сети как среды ведения бизнеса. Для этого понадобились высокопроизводительные компьютеры, надёжные системы хранения данных и широкополосные линии связи, работающие стабильно и круглосуточно. Чтобы обеспечить такой режим работы мощных компьютеров, нужны были системы, поддерживающие необходимые климатические условия и непрерывную работу, т.е. системы кондиционирования и резервного питания, а также круглосуточная техническая поддержка. Именно так и сформировался портрет современного дата-центра.

В связи с тем, что услуги коммерческих ЦОД становятся всё более востребованными, пропорционально этому растут и их мощности. Появляется необходимость установки более производительного и ресурсоёмкого оборудования. Также зачастую можно наблюдать нерациональное расходование ресурсов в дата-центрах. Сюда можно отнести и некорректный подход к размещению оборудования, и недостаточный отвода тепла, и необходимость постоянно наращивать энергопотребление инфраструктуры. Цель данной работы – разобраться в подобных проблемах, выработать рекомендации по их устранению в процессе эксплуатации как уже функционирующих ЦОД, так и на этапе проектирования новых.

Copyright © 2011 Михеев А.В.

К оглавлению >>

Рубрика: 
Базы данных
Автор: 
Михеев А.В.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009