Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Методология управления ИТ-подразделением промышленного предприятия на примере ОАО "СВЕТ"



Ленько Д.В.
выпускник группы MBA CIO-19
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


"В России в основном преобладает «отстраненный» тип управления ИТ со стороны высшего руководства, т.е. высшее руководство интересуется только общими затратами на ИТ и уровнем проблем и жалоб на качество, а мнение функциональных руководителей далеко не всегда является определяющим. Очевидным риском в этой связи является усугубляющаяся с течением времени бессистемность при решении вопросов в области применения ИТ."

В роли CIO скорее должен выступать не лучший ИТ-специалист, имеющим базовое образование в области ИТ, а скорее специалист от которого требуется понимание бизнеса, умеющий руководить реформированием бизнес-процессов на основе современных технологий.

"Практика показывает, что в реальности решения в области ИТ часто принимаются не на основе анализа реальных потребностей предприятия, а под влиянием рекламы, престижа или предпочтений отдельных пользователей или ИТ-специалистов в отношении тех или иных продуктов или поставщиков."

Для развития нужна проблематизация – острое осознание и жизненное переживание проблемы, создающее мощную мотивацию на изменения.

Волокиту ИТ-департаменты оправдывают тем, что представители бизнеса из-за отсутствия знаний о влиянии тех или иных действий на компанию ставят дилетантские задачи.

Команда «айтишников» состоит из снисходительных технарей, которые ни к кому не прислушиваются.

Люди из ИТ не понимают истинных потребностей бизнеса.

Людей бизнеса раздражает то, что ИТ предлагает «люксовые» решения, когда достаточно сделать просто хорошо, другими словами, проекты никогда не заканчиваются, они всегда выполнены на 90%.

Как только нужна помощь, из руководителя вы превращаетесь в нищего, вынужденного ходить от одной двери к другой, прося и получая укол презрения от технических специалистов, которых вы, по их мнению, слишком поздно начали привлекать к решению проблемы.

ИТ департаменты не поддерживают инновации.

У ИТ-специалистов никогда нет для вас хороших новостей, независимо от того, сколько вы потратили и какой сложности были выполнены работы, нужные технологии всегда оказываются за пределами досягаемости.

"Сегодня большинство ИТ-подразделений пребывают в изоляции, подчиняясь лишь ИТ-директору, руководители бизнес-подразделений не имеют права голоса при оценке работы создателей ИТ-приложений, а те, в свою очередь, не несут никакой ответственности за деятельность бизнес-подразделений, которые должны обслуживать, и потому плохо понимают, что на самом деле необходимо предприятию."

Необходимо провести децентрализацию управления ИТ подразделением. "Область бизнес-приложений как никакая другая подходит для сотрудничества бизнеса и ИТ.

Процессы, которые отвечают за инфраструктуру или архитектуру ИТ приложений, должны оставаться в централизованном управлении – это обеспечит соблюдение технологических стандартов."

Лучший признак высокой эффективности управления ИТ – это большой процент менеджеров, которые занимают руководящие позиции и могут точно описать управление ИТ в своей компании.

Настоящее: проблема использования ИТ не технологическая, а организационная. Будущее: основной фигурой в ИТ станет бизнес-аналитик.

Упрощенное понимание методологии: под методологией стали понимать либо общий подход к решению задач того или иного класса, либо путать методологию с методикой – последовательностью действий по достижению требуемого результата.

Методология – это учение об организации деятельности, предмет методологии – организация деятельности.

"Современным является проектно-технологический тип культуры организации деятельности, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.

В случае же продуктивной деятельности – даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности – цель определяется самим субъектом.

Управление – функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Управление – вид практической деятельности (управленческая деятельность)."

Методология обобщает проверенные рациональные формы организации деятельности.

"Сложная организация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы.

Технология – это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи."

Управление субъектом, индивидуальным или коллективным, заключается в организации его деятельности, т.е. в организационных системах, где и управляющий орган и управляемая система являются субъектами, управление является деятельностью по организации деятельности.

Задача управления формально может быть сформулирована следующим образом: найти допустимые управляющие воздействия, имеющие максимальную эффективность (такое управление называется оптимальным управлением).

В обществе «интеллектуальных служащих», персонал нельзя отнести ни к эксплуатируемым, ни к эксплуататорам, являясь подчиненными, они, в то же время, могут быть руководителями." Это диаметрально меняет приоритеты – не столько наниматель диктует свои условия интеллектуальному служащему, сколько последний может диктовать условия нанимателю при поступлении на работу.

Отношение к труду, формирующееся современной постиндустриальной культурой, можно определить как отношение к процессу, дающему немедленное удовлетворение, то есть приносящему удовлетворение в ходе осуществления деятельности.

Развитие (учение) может быть целенаправленным, ведущим видом деятельности в тот или иной момент времени, а может быть сопутствующей деятельностью, когда ведущим видом деятельности будет другая деятельность, например, труд.

Обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в тоже время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития."

Традиционные для ИТ разработка, внедрение и эксплуатация, хоть и по сути своей противоречивые, за последние годы не претерпели особенных изменений, функция управления – та сфера деятельности ИТ, где неизбежны существенные перемены.

"Мотивация поведения человека двойственна, она содержит одновременно и эмоциональные, и рациональные начала." Излишний рационализм в менеджменте и самоменеджменте может подавить личностные, творческие проявления и мотивации работника. Чрезмерная апелляция к эмоциональным составляющим мотивации может мешать делу, выполнению рациональных прагматических задач.

Сущность интеллектуального человека исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития."В работе человек находит удовлетворение главной жизненной потребности – обретение смысла жизни. Жизнь и работа в значительной мере сливаются."

Инициатива в получении бизнес-образования исходит не от работодателей, а от самих обучающихся.

Наибольшее удовлетворение доставляет обучение «с боковым заходом». Сократическое обучение – обучение способом задавания вопросов, побуждая обучающихся самим находить истину в ходе обсуждения.

"Познавательная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности. Умения, определяемые как способности выполнять ту или иную деятельность являются высшей, конечной целью познавательной деятельности.

В отличие от подавляющего большинства других видов человеческой деятельности – практической, научной, творческой, где деятельность направлена на получение «внешнего» по отношению к субъекту результата материального или духовного – познавательная деятельность субъекта направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата – освоения нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития способностей, ценностных отношений.

Парадоксальность познавательной деятельности в том, что, хотя она постоянно инновационна, но цели ее чаще всего задаются извне – учебным планом, программой, педагогом. Обучающийся, привыкший действовать «по указке», в дальнейшем, по окончании той или иной ступени образования и переходе к профессиональной деятельности, зачастую, в условиях свободы выбора теряется, он несамостоятелен и безынициативен.

В настоящее время мы находимся на стадии смены образовательной парадигмы индустриального общества на образовательную парадигму постиндустриального общества. Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет и цели учения, и его мотивы, нормы, и формы, и методы учения, и роль педагога."

В настоящее время, проблема использования ИТ не технологическая, а организационная, а в будущем основной фигурой в ИТ станет бизнес-аналитик. Очевидно, что связующим звеном между «настоящим» и «будущим» является организация процесса обучения бизнес-дисциплинам и именно в процессе обучения «пропасть» между бизнесом и ИТ будет стерта, более того, именно в процессе обучения «ученик» (ИТ) будет управляемым «педагогом» (бизнесом).

"Обучение персонала – это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании."

Проблема наличия адекватно квалифицированных, гибких, способных к самообучению и саморазвитию, эффективному планированию образовательных и карьерных путей кадров – является одной из ключевых в обеспечении успеха развития предприятия.

Базисные квалификации – «сквозные» знания и умения, необходимые для работы повсюду и в любой профессии.

Принцип последовательности: при построении процесса познания бизнеса, необходимо учесть, что жизненный опыт человек накапливает последовательно – от простейшего к простому, от простого к более сложному.

"Принцип самоопределения – «Я-концепция»: самоопределение, самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самооценка, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самосознание, самокоррекция, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина. Если в стимулировании мотивационно-потребностной сферы обучающихся отталкиваться от идей «Я-концепции», то потребности в самоопределении, в самореализации и т.д. становятся базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных проблем заключается в создании условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности обучающегося."

Операционный уровень – это человек-исполнитель; тактический – активный деятель; стратегический – творческий человек, творец.

"Ротация – метод обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте."

Copyright © 2010 Ленько Д.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2010
Рубрика: 
IT-служба предприятия
Автор: 
Ленько Д.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (3 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009