Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка системы продаж через интернет лицензионной кинематографической и телевизионной продукции



Ахметов С.Ю.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


На сегодняшний день не существует такого общепринятого понятия, как «кинорынок в Интернете». С другой стороны на данный момент снимается множество фильмов, основной площадкой для распространения которых является Интернет. Простым примером таких кино-работ являются тизерные короткометражные фильмы, представляющие собой инструмент вирусного маркетинга. Интернет воспринимается как среда обитания рекламистов и пиарщиков, а также пиратов всех мастей. Говорить в таком контексте о кинорынке будет бессмысленно. Кинокомпании и правообладатели, как и рядовые потребители, еще не готовы воспринимать Интернет, как самостоятельную и перспективную площадку для кинопроката. И, как показывает практика, у них на это есть две причины:

  1. Легальное распространение кинематографической продукции в интернет приносит несравнимый по количеству объем выручки по сравнению с доходами от кинопроката и DVD-продаж. Поэтому кинопрокатчики и кинокомпании не сильно стремятся наладить систему легального распространения контента в Интернете.
  2. Сложившееся мнение правообладателей рассматривающих Интернет исключительно как площадку сбыта пиратской продукции. В такой ситуации кинокомпании не готовы рисковать репутацией и своими бюджетами ради мифической идеи всеобщей интернетизации.
    Однако, часть правообладателей понимает тенденции и готовится к изменениям на рынке. Спрос на платный лицензионный контент в Интернете есть, и, исходя из объемов спроса, этот рынок даже больше, чем рынок DVD. Но серьезный вопрос в том, какая часть этого рынка легальна. В настоящее время легализация рынка находится на этапе становления. Но следует понимать, что до тех пор, пока большинство контента, к тому же наиболее популярного - кинопремьеры и новые DVD-релизы, не доступны в легальном виде, они будут распространяться нелегально. Спрос есть, а пока есть спрос будет и предложение.

В отличие от кинопроката и DVD-дистрибьюции, Интернет-прокат имеет низкую себестоимость и высокую мобильность и гибкость. А для обеспечения предложения при подобном спросе требуется гораздо меньше затрат, чем сделать один DVD-релиз. Также Интернет уже проник в самые отдаленные регионы, в которых отсутствует инфраструктура для полноценного кинопроката и распространения DVD.

Создание системы продаж через интернет лицензионной кинематографической и телевизионной продукции стало главным делом компании, техническим директором которой я являюсь. Мы начали в мае 2008 года с чистого листа. На тот момент главными предпосылками создания системы являлись:
• свободная рыночная ниша;
• прогнозы роста рынка в разы в год;
• хорошие темпы роста распространения широкополосного доступа в интернет;
• высокий интерес аудитории к скачиванию фильмов через интернет;
• наличие необходимой команды специалистов;
• собранная база данных о кинематографической продукции.

Была создана новая компания. На сегодняшний день мы позиционируем себя как контент-оператор и решаем самую главную проблему развития кинорынка в интернете – предоставление готовой технологической платформы с обширным каталогом контента и обеспечение эффективного контролируемого распространения цифрового видео в сети. Мы осуществляем распространение видеоконтента через сеть сайтов-партнеров и на собственной розничной площадке www.video.ru. На текущий момент партнерская база составляет более 600 сайтов.

Основные направления деятельности сфокусированы в следующих направлениях:
• формирование и расширение каталога аудиовизуальных произведений (художественные, документальные, мультипликационные, научно-популярные, сериалы и телепередачи);
• развитие интерфейсов для удобной покупки и быстрой доставки фильма пользователю;
• расширение линейки продуктов – абонемент, подписка, рекомендации;
• развитие технологической платформы, включая собственную систему CDN для работы с партнерской сетью;
• формирование пользовательской аудитории сайта «Видео.ру».

Краеугольным камнем стало построение системы работы с правообладателями. На сегодняшний день можно констатировать успех этой деятельности. Работа с правообладателями налажена. Заключено множество контрактов и собран каталог контента из более чем, 5000 единиц.

Наравне с лицензированием контента стояла задача построения CDN (Content Delivery Network). Необходима была система, способная масштабироваться в темпе развития бизнеса.

Мы сформулированы следующие требования:
• максимальная скорость доступа клиентов к контенту;
• минимальная стоимость доступа клиентов к контенту;
• обеспечение хранения и отдачи терабайтов контента;
• контроль распространения контента.

Последний пункт, пожалуй, самое главное требование правообладателей к технической части нашей платформы. И мы вынуждены были уделить ему максимальное внимание.

На первом этапе мы проанализировали рынок операторов, предоставляющих услуги CDN. Так как основное направление - это распространение фильмов в России и СНГ, то в ходе исследования были изучены операторы, работающие в этих регионах. На тот момент формально соответствовала всем требованиям единственная компания. Она была готова предоставить подобные услуги и располагала уже реально работающей системой CDN. В рамках исследования было проведено тестовое подключение в Санкт-Петербурге, и система проверялась в боевых условиях. К сожалению, реальные показатели системы оказались далеки от ожиданий, а именно:
• скорость скачивания для конечного пользователя почти не отличалась от таковой при доступе на нашу московскую площадку;
• цена услуги с погигабайтной оплатой трафика делала распространение контента экономически нецелесообразным.

С другой стороны, важным критерием является то, что скорость скачивания фильма зависит в основном от канала пользователя в сети интернет. В последнее время популярно предоставление безлимитного доступа с ограничением полосы пропускания. Например, для скачивания фильма с каналом в 1 Мбит требуется около 3-х часов. Это очень долго. Однако, пользователи, как правило, не ограничены в скорости внутри локальной сети своего интернет-провайдера. Поэтому критически важным при создании CDN является возможность входа в сети провайдеров напрямую. В таком случае скорость скачивания снижается до нескольких минут. Было принято решение создать собственную систему способную быстро и недорого интегрироваться в локальные сети провайдеров.

Результатом работы стала платформа распространения собственной разработки. Идеологически система разбита на 4 части.
• система добавления и администрирования контента;
• система учета продаж;
• система интеграции;
• система доставки контента.

Система администрирования контента обеспечивает добавление текстовой информации и графической информации. Установку и дальнейший контроль территории распространения и цен. Автоматическое создание цифровых копий различных форматов.

Система учета продаж работает в реальном времени и отражает продажи цифровых копий на всех подключенных к системе площадках. Формирует онлайн отчеты по всем правообладателям и партнерам.

Система интеграции – набор интерфейсов для подключения к системе: предоставление сервиса «Готовый магазин», готовые встраиваемые разделы, xml-интерфейсы для более глубокой интеграции, а также и простые способы партнерства, такие как реферальные ссылки. Создана двухуровневая реферальная система для вебмастеров, автоматическая система премирования партнеров в зависимости от уровня их продаж и качества трафика. Предоставляются готовые решений по оплате контента: sms, кредитные карты Visa и MasterCard, Яндекс.Деньги, Webmoney, RBKMoney, Moneymail, терминалы оплаты, системы переводов Контакт и Юнистрим, оплата через банки.

Система доставки контента – собственная масштабируемая и производительная CDN. Благодаря реализации – срок ввода новых узлов CDN составляет менее суток.

Огромное внимание было уделено вопросам контроля и безопасности. Платформа разработана таким образом, чтобы контроль за распространением контента осуществляется централизованно, в режиме реального времени для всей сети продаж. Цифровые копии фильмов размещены на серверах DVN: все партнеры обеспечивают доступ к файлам путем генерации запросов на сервера DVN, а DVN осуществляет передачу и трансляцию видео на компьютер пользователя. Каждому правообладателю предоставляется общая статистика в онлайн режиме: продажи на любом из партнерских сайтов учитываются в онлайн статистике. Территориальные ограничения осуществляются на технической площадке DVN: по каждому запросу производится проверка IP-адреса пользователя и сопоставление с базой географической локации IP-адресов. Система разработана на базе системы Maxmind, обновление таблиц IP-адресов производится ежемесячно. Обеспечено безопасное хранение финансовой и другой конфиденциальной информации. Конфиденциальные данные хранятся на отдельном сервере, закрытом межсетевым экраном, обеспечивающим доступ только к интерфейсам системы, и только со строго перечисленного списка серверов. Доступ к серверу хранения конфиденциальных данных ограничен узким кругом ответственных сотрудников.

На базе системы распространения была построена собственная розничная площадка video.ru. На текущий момент это крупнейший легальный продавец кинопродукции.

Таким образом, нам удалось построить систему, удовлетворяющую всем требованиям для систем подобного рода. В основной части работы подробно рассмотрены все основные направления деятельности, аспекты создания системы, принятые решения, сложности и трудности, а также методы их преодоления.

Copyright © 2010 Ахметов С.Ю.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2010
Рубрика: 
Электронный бизнес
Автор: 
Ахметов С.Ю.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009