Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка ИТ-стратегии инновационной сервисной компании



Блынский В.В.
выпускник группы MBA CIO-19
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Чаще всего руководители компаний настолько же далеки от понимания информационных технологий, как и специалисты по этим технологиям далеки от понимания бизнеса. Возникает вопрос, как с точки зрения руководителя компании выбрать именно те ИТ решения, которые подходят именно его бизнесу, во что стоит вкладывать ресурсы, а без чего можно обойтись.

В работе рассматривается последовательность шагов, предпринятых для создания стратегии инновационной сервисной компании в области информационных технологий, описаны использованные методики принятия решений в условиях неопределенности, методики управления проектами, а так же трудности, с которыми столкнулся автор. Даны разъяснения по значениям терминов стратегия, ИТ стратегия и архитектура предприятия, как они связаны. Рассмотрено как обстоят дела с ИТ стратегиями в Российских компаниях и компаниях западных.

Важно понимать, что основой стратегии является цель и четкое видение будущего состояния. По сути, это сочетание видения и неких рамок, реальных или вымышленных, ограничивающих способы достижения цели. Путей ведущих на вершину горы бесконечное множество, выбирая стратегию – мы выбираем для путешествия лишь несколько дорог, которые нам подходят. Ограничивая количество возможных опций, мы делаем достижение цели управляемой и выполнимой задачей для тех, кто отвечает за это.

Выделение отдельных стратегий по различным видам деятельности в организациях происходит с ростом организации и появлением обособленных подразделений, отвечающих за маркетинг, снабжение, персонал, информационные технологии и т.д. Фактически, это наследие функционального подхода к управлению организацией. Если упустить момент и не сделать эти стратегии составными частями общей стратегии, последствия для бизнеса могут быть катастрофическими. Каждое подразделение замотивированное на достижение ключевых показателей своего департамента будет видеть не общую цель, а свою локальную.

Таким образом, несомненно, все стратегии должны сосуществовать гармонично вместе, как и разные музыканты в оркестре, играющие каждый свою партию, но при этом под чутким руководством дирижера создавая законченное произведение.

В отличие от других подсистем бизнеса – маркетинга, продаж, производства, информационные технологии зачастую окружены ореолом загадочности и всемогущества. Если руководство по роду деятельности и образованию далеко от ИТ, у него может сложиться мнение, что ИТ – это та самая «серебряная пуля», которая в миг разрешит все существующие в организации проблемы. Что, купив дорогую и хорошо разрекламированную систему документооборота, сразу исчезнут проблемы с дисциплиной, исполнением поручений, и все станет как в сказке. И хорошо, если в этот момент в бизнесе окажется человек, который безболезненно объяснит, где можно повысить эффективность за счет технологий, а где нужно заниматься развитием человеческого капитала.

За последние 8 лет в России появилось множество публикаций по ИТ стратегиям, развитию сервисного подхода, передаче ИТ на аутсорсинг. Хочется отметить, что цитируются в основном высказывания из зарубежных источников, а репрезентативная выборка о том, как в России надо подходить к разработке ИТ стратегии, пока не сформировалась. Это связано с тем, что бизнес в России очень молод, и лучшие практики применяются только в некоторых отраслях, например, телекоммуникационной, ритейле и нефтяной. Каждый владелец мелкого и среднего бизнеса создает его так, как он его видит. Рынок позволяет работать неэффективно, так как хочется, как привыкли, в виду практически полного отсутствия конкуренции. Если не сделать что-то сегодня, можно сделать это через год, или пять лет, при этом компания останется на рынке и будет получать прибыль.

В качестве объекта был выбран холдинг предприятий, работающих в области исследований скважин и разработки месторождений. Направления деятельности – производство оборудования для исследования скважин, оказание сервисных услуг по проведению исследований нефтегазодобывающих скважин и интерпретации исследовательских данных, услуги по химизации технологических процессов добычи и транспортировки нефти, инжиниринговые услуги по анализу, оптимизации и проектировании разработки месторождений.

Создание стратегии было построено в виде проекта, основной целью которого являлось создание документа, содержащего стратегию в области информационных технологий для компании на 2010 - 2012 год.

В уставе проекта зафиксировано, что стратегия должна отвечать на вопросы:
• Как повысить эффективность управления средствами ИТ?
• Какие функциональные приложения могут быть выбраны для конкретных областей деятельности (менеджмент, производство, финансы, управление персоналом, ИТ)?
• Как будет осуществляться интеграция?
• Какие из существующих приложений следует оставить, а какие - заменить?
• Какого масштаба систему стоит внедрять и сколько на нее целесообразно потратить ресурсов (денежных, временных)?
• Как и на сколько можно снизить затраты (денежные, временные) за счет внедрения информационных технологий?

Для этого были решены следующие задачи:
• Определен перечень Совладельцев и ключевых экспертов проекта по каждому обществу и области деятельности (менеджмент, производство, финансы, управление персоналом, ИТ).
• Проведены интервью с каждым ключевым лицом проекта и зафиксированы основные проблемы, факты их подтверждающие, и определены направления для повышения эффективности.
• Произведен синтез полученных данных для получения общей картины.
• По каждому из направлений проведен поиск решений с последующим обоснованием и выбором одного из них.
• Составлен план реализации

Результатом формирования ИТ-стратегии стала подготовка взаимосвязанного перечня проектов, которые нужно выполнить для достижения целевого состояния архитектуры, определение их последовательности, необходимых ресурсов.

Copyright © 2010 Блынский В.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2010
Рубрика: 
IT-стратегия
Автор: 
Блынский В.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 8 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009