Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Минимизация рисков управления ликвидностью на базе автоматизации деятельности банка



Шилов И.С.
выпускник группы ITM-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


В названии работы представлены 4 важные темы, на стыке которых происходит дальнейшее исследование: управление, риски, ликвидность и автоматизация. Пересечение такого количества направлений деятельности говорит как минимум о неординарности решаемой задачи. В тоже время только согласованная работа по всем указанным направлениям позволит получить результат. Данная аттестационная работа призвана помочь всем участникам, решающим обозначенную задачу, представлением декомпозированной картины решения задачи минимизации рисков управления ликвидностью.

Уважительно относиться к валютным рискам научил российские банки 1998 г., к риску ликвидности – 2004 и 2008 годы. Уже практически 2 года как мировая экономика ощущает на себе влияние невзвешенных на риске финансовых решений, последствием которых явилось, в том числе и недостаточная ликвидность кредитных организаций.

По кредитным и процентным рискам масштабных уроков еще не было. В настоящих условиях опасаться процентного риска время еще не пришло. Если оставить в стороне кредитные риски, то на текущий момент наибольшего внимания заслуживает риск ликвидности. При этом, разумеется, гораздо полезнее попытаться прогнозировать ликвидность, чем просто анализировать текущее состояние дел.

Здесь нужно оговориться по поводу терминологии. Строго говоря, категория "ликвидность" применима к финансовому инструменту, активу (например, к ценной бумаге), но не к субъекту, оперирующему активами.

Когда мы говорим "ликвидность банка", то на самом деле подразумеваем его платежеспособность. Прямое применение слова "ликвидность" к банку тоже возможно, но только если мы рассматриваем сам банк как актив для возможной продажи. Несмотря на это, в данной работе мы не будем отклоняться от принятого всеми жаргона и будем использовать короткое и удобное слово "ликвидность" вместо длинного "платежеспособность".

Минимизация рисков ликвидности включает в себя целый ряд аспектов совершенствования управления бизнес-процессами. Основная цель управления – соблюдение оптимума между доходностью и риском, обеспечение надежности, платежеспособности, что требует высокого качества активов и пассивов, поддержания достаточности капитала. Управление ликвидностью (как и в целом, управление рисками) выполняет роль противовеса, ограничивающего стремление сформировать наиболее высокодоходный портфель.

Практика и методология контроля и управления риском ликвидности является наиболее критичной для банковской деятельности. Успешный менеджмент ресурсов является важнейшим условием конкурентоспособности и надежности любой финансовой организации. Как показывают многочисленные примеры, неправильная политика в области управления ресурсами может привести банк к банкротству.

В современной экономике эффективное использование накопленной аналитической информации повышается за счет обработки и использования средств автоматизации и сетевых технологий.

Задача банковского бизнеса – найти компромисс между ликвидностью и прибыльностью.

С проблемой управления риском потери ликвидности коммерческий банк сталкивается каждый день.

Недооценка этого вопроса может в конечном итоге привести к неплатежеспособности и даже краху кредитной организации. Для российских коммерческих банков проблема анализа и управления риском потери ликвидности осложняется нестабильностью финансовой ситуации в стране. Следовательно, оценка и управление риском ликвидности является важной составляющей в риск-менеджменте банка.

Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется посредством соответствующих нормативов, введенных в действие ЦБР в 1991 г.

Для Банков, вступивших в Систему страхования вкладов, разработано Указание регулятора №1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов», контролирующее финансовое состояние кредитной организации.

В условиях регулярного возникающего в 1999 – 2009 годах дефицита ликвидности для подразделений риск-менеджмента и Казначейства стала актулаьной задача по разработке специальной методологии сценарного анализа оттока/притока средств, оценки и прогнозирования допустимой величины разрывов ликвидности для цели формирования адекватного набора мероприятий управления ликвидностью.

Рисунок 1. Организационная структура управления риском ликвидности

На рисунке представлена верхнеуровневая организационная структура распределения полномочий в системе управления рисками ликвидности и уровни принятия решений.

Место УАП в системе банковского менеджмента – подразделение, система действий которого направленна на увеличение прибыли банка путем повышения качества активов и пассивов, оптимизации их соотношения и снижения рисков, присущих банковской деятельности, таких как финансовые риски в целом, и риск ликвидности в частности, а также формирование структуры баланса, необходимой для решения стратегических задач банка. В рамках системы управления ликвидности УАП является ключевой организационной единицей, занимая стратегический уровень управления.

Для каждого представленного подразделения характерны свои функции в соответствии с занимаемым уровнем управления и бизнес-задачами.
Для основных функций подразделений необходимо обеспечить возможность организовать сквозную автоматизацию бизнес-процесса, так как эти функции являются составляющими частями общего процесса управления рисками ликвидности.

В результате рассмотрения основных функций подразедлений участвующих в системе управления ликвидностью можно выделить следующие бизнес-требования к автоматизации процессов управления ликвидностью банка:

  • Автоматизация планирования операционного и неоперационного бюджета Банка и предприятий группы, денежных потоков и операционных лимитов
  • Многовариантность прогнозных сценариев и оперативность внесения корректировок в бюджеты, финансовые планы и операционные лимиты
  • Автоматизация управленческого учета, включая операции между подразделениями (проценты по привлекаемым и размещаемым ресурсам, конвертация, исполнение брокерами поручений портфельных менеджеров, разнесение накладных расходов и др.)
  • Легкость извлечения данных из транзакционных систем без обращения к программистам
  • Возможность трансфертного ценообразования с учетом спрэда головного центра ответственности и платы за риски
  • Возможность получения неискаженных отчетов с поправкой на windows dressing (операции, улучшающие отчетные показатели), налоговое планирование, нерыночные цены для дочерних компаний и т.п.
  • Возможность контроля соблюдения финансовых нормативов как на стадии отчета, так и на стадии планирования
  • Возможность среднесрочного скользящего планирования на 3 года вперед
  • Наличие инструментов сведения плановых заявок
  • Мультивалютность
  • Автоматизация управленческой отчетности (баланс, финансовые результаты, денежные потоки, открытые позиции и др.)
  • Простота настройки и изменения отчетов
  • Получение управленческой отчетности в разрезе центров ответственности (центров прибыли или затрат), дочерних компаний, инвестиционных проектов, портфелей, менеджеров счетов, финансовых инструментов, направлений деятельности, продуктов, каналов, рынков, клиентов, сроков, валют и т.д.
  • Достоверность, оперативность, полнота, единообразие, наглядность и низкая трудоемкость управленческой отчетности
  • Доступ к управленческой отчетности через Интернет
  • Автоматизация контроля исполнения бюджетов и лимитов
  • Автоматизация и оперативность управления финансовыми рисками и выполнение принципов Basel II
  • Возможность интеграции с системами риск-менеджмента для Basel II

Реализация информационного обеспечения системы управления илквидностью:
• Исторически в Банках РФ – на базе АБС.
Основные недостатки – отсутствие требуемой функциональности и оперативности.
• Современный подход к построению – BI

Получаемые преимущества для Банка:

  • Снижение риска ликвидности:
    • Централизованное управление срочной и мгновенной ликвидностью
  • Оперативное получение информации для расчета лимитов по банковским операциям
  • Контроль распределения средств банка по бизнес-направлениям
  • Информационная поддержка принятия управленческих решений
  • Снижение операционных рисков (человеческий фактор)
  • Оптимизация бизнес-процессов:
    • Оперативное планирование доходных и расходных операций

Copyright © 2010 Шилов И.С.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, весна 2010
Рубрика: 
Банки и фондовый рынок
Автор: 
Шилов И.С.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (3 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009