Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектом внедрения системы отчётности по стандартам ЦБРФ в коммерческом банке



Пучков С.Б.
выпускник группы ITM-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


На текущий момент для успешного банковского бизнеса очень важна быстрота, качество, высокий технологический уровень предоставления той или иной услуги клиентам, мобильность линеек продуктов. На рынке банковского программного обеспечения представлено достаточно систем, позволяющих наладить работу всех участков сложного механизма банковской деятельности. В большинстве современных автоматизированных банковских систем представлены модули, обслуживающие практически все операции и бизнес-процессы. Как правило, во всех банках внедрены модули, охватывающие все потребности бизнеса, но решения представлены различными вендорами. Данный факт обусловлен как спецификой развития банков, так и качеством, полнотой предлагаемых решений автоматизации.

В рассматриваемом коммерческом банке внедрены и функционируют несколько АБС, представленные различными поставщиками с различными модулями. Работа банка была ориентирована на предоставление финансовых услуг юридическим лицам. На данном этапе развития было принято решение развития розничного бизнеса с ориентацией на физических лиц, что повлекло внедрение нового розничного модуля, а также встал вопрос об отчётности.

Возможность своевременного получения достоверной отчётности по стандартам центрального банка Российской Федерации и аналитической информации о деятельности банка в целом есть основа для стабильности работы банка и принятия верных стратегических управленческих решений. Так как количество транзакционных систем увеличивается, то задача о получении отчётности сильно усложняется. Решение, которое позволит консолидировать всю отчётность, имелось у банка в виде собственной разработки автоматизированного хранилища данных. Но данный вариант несет в себе большие технологические риски и риск, связанный с увольнением разработчика. А также возможна утечка разработанного приложения в сторонние организации. В связи с чем был организован тендер выбора системы отчётности. Были выдвинуты следующие требования для участников:

• Обязательная отчетность
• Опыт внедрения в российских банках
• Опыт интеграции с ИС банка
• Наличие Хранилища данных
• Наличие инструментария разработки
• Журналирование изменений
• Возможность дополнительного ввода данных
• Налоговая отчетность
• МСФО
• Управленческая отчетность

Выбранная система отчётности максимально удовлетворяет заявленным требованиям. А так же учитывается архитектура ИТ банка, с работающими ИС и внедряемой новой розничной ИС с оговоренными сроками запуска, к которым привязан срок завершения первого этапа внедрения системы отчётности.

Описание выбранного решения

Аналитическое хранилище данных (АХД) является основой для построения Системы подготовки банковской отчетности и состоит из двух областей: Буферная область (STAGE) и область хранения исторических данных (DWH).

Буферная область (STAGE)

Основное назначение буферной области заключается в возможности подключения любых источников данных с минимальными трудозатратами и минимальной нагрузкой на систему-источник. Указанное назначение достигается за счет отсутствия жестких регламентов на способы загрузки данных и выделения отдельной зоны для каждого источника данных, со специфичной структурой и средствами загрузки.

При построении ETL процессов по загрузке данных в буферную область, стараются избежать сложных трансформаций. Поэтому в большинстве случаев структура буферной области, является точной копией загружаемых структур исходной системы.

В рассматриваемой области данные хранятся только до момента их перегрузки в следующую область, и ни при каких условиях не доступны аналитическим приложениям.

Сведения о каждой загрузке регистрируются в определенных таблицах модуля регистрации хода выполнения ETL процесса, контролируемых средствами ETL инструмента.

Область исторического хранения данных (DWH)

Область исторического хранения данных, представляет собой оптимизированную для получения отчетов область базы данных Oracle с ROLAP-схемой представления атомарных данных.

При построении ROLAP-схемы используется шинный подход построения кубов типа «звезда» и «снежинка».

Шинный подход заключается в том, что измерения одного куба могут использоваться в измерениях другого. Данный подход позволяет сократить объемы используемого дискового пространства и сократить выполнение ETL процедур. Однако данный подход требует детальной проработки всех атрибутов измерения для удовлетворения всех требований аналитических систем.

Особенностью ETL процессов данной области является наполнение корректной и достаточной консолидированной информацией таблицы измерений и фактов с поддержкой всей истории изменений. Сведения о каждой загрузке регистрируются в определенных таблицах модуля регистрации хода выполнения ETL процесса и контролируются средствами ETL инструмента.

Слой аналитических приложений

Слой аналитических приложений состоит из витрин данных, которые содержат информацию в специфическом для отдельных бизнес областей представлении, и аналитической платформы Oracle BI, которая предоставляет удобный интерфейс для работы с данными.

На текущей момент слой аналитических приложений представлен системой подготовки банковской отчетности, но его состав может быть свободно расширен дополнительными модулями.

Внедрение данной системы отчётности позволило получить универсальный механизм формирования отчётности ЦБ РФ. А также следующими этапами использование системы является получения управленческой и налоговой отчётностей.

Copyright © 2010 Пучков С.Б.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, весна 2010
Рубрика: 
Управление проектами
Автор: 
Пучков С.Б.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009