Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Развитие ИТ-службы розничной торговой компании
Сорокина Е.А.
выпускница группы ITM-14
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
Для многих российских компаний остается актуальной проблема взаимодействия бизнеса и ИТ. Она заключается в том, что большинство ИТ-подразделений пребывают в изоляции от бизнеса и подчиняются лишь ИТ-директору. Создатели ИТ-приложений не несут ответственности за деятельность бизнес-подразделений, которые должны обслуживать, и потому плохо понимают, что на самом деле необходимо предприятию. Инструментом, позволяющим решить эту проблему и сфокусировать ИТ-подразедление на целях и задачах бизнеса, является ИТ-стратегия. Но важно не только создать план развития ИТ и поддерживать его в актуальном состоянии, но и грамотно претворять его в жизнь. ИТ-служба – это главный инструмент реализации стратегии ИТ. В процессе создания стратегии ИТ, становится понятно, что существующая ИТ-служба не способна реализовать планы том-менеджмента и достигнуть поставленных перед ней целей. Возникает вопрос, какой должна быть перспективная структура ИТ-службы?
Один из подходов к решению задачи проектирования структуры ИТ-службы - подход школы “конфигураций бизнеса“ Г. Минцберга. В рамках данной работы применялся метод проектирования, который основан на идеях адаптации конфигурационного подхода Г. Минцберга к разработке корпоративной ИТ-стратегии, а так же методика описания бизнеса и ИТ-стратегии с помощью “Бизнес – рамки”, разработанных Ананьиным В.И.
Бизнес-рамка – это инструмент для определения компонент ИТ-стратегии.
Планирование | Учет | Контроль | |
Предметная функциональная область | |||
Группы решаемых задач |
Колонки отражают цикл управления:
- Планирование – разработка планов в рамках решаемой группы задач;
- Учет – это регистрация событий хозяйственной деятельности;
- Контроль – это подготовка вторичных документов, которые направлены на:
· анализ текущей деятельности;
· контроль исполнения планов и поручений;
· принятие решений.
Каждый из слоев бизнес-рамки отражает отдельные компоненты ИТ стратегии. Имея единую “систему координат”, бизнес-рамка позволяет согласовать все компоненты ИТ-стратегии и сориентировать их на решение бизнес проблем (достижение бизнес целей).
Анализ бизнеса-рамки позволяет выявить проблемные функциональные области и сформулировать цели и задачи бизнеса, что является актуальным, если в компании отсутствует формализованная бизнес-стратегия.
Конфигурационный подход основан на классификации механизмов координации, данной Минцбергом, и соответствующих им устойчивых конфигурации бизнеса.
Механизм координации | Конфигурация |
Прямой контроль (работа по прямым поручениям) | Простая конфигурация |
Cтандартизация процессов (работа по инструкциям) | Механистическая бюрократия |
Cтандартизация выпуска (работа на результат) | Дивизиональная конфигурация |
Взаимное согласование (высокой новизны или изменчивости) | Адхократия |
Cтандартизация квалификации (работа, основанная на профессиональном искусстве) | Профессиональная бюрократия |
Ананьин В.И. в статье “Разнообразие бизнес архитектур и управление ИТ” проводит аналогичное соответствие между механизмами координации и конфигурацией ИТ-службы.
Механизм координации | Конфигурация |
Прямой контроль (работа по прямым поручениям бизнеса) | Пожарная команда |
Cтандартизация процессов | Сервисный центр |
Стандартизация выпуска (работа по достижению количественно измеримого результата) | Сеть ИТ служб |
Взаимные согласования (командная работа) | Проектный офис |
Стандартизация квалификации (информационная поддержка бизнеса командой ИТ-профессионалов) | Центр компетенции |
Форма организации ИТ службы находится под жестким давлением отбора со стороны конфигурации материнской компании. На Рис. 1 приведен профиль соответствия каждой формы организации ИТ службы и конфигурации ее материнской компании, который составлен на основе многолетних наблюдений за процессами реальной информатизации в российских компаниях.
Рис. 1. Профиль соответствия формы организации ИТ службы и бизнес конфигурации ее материнской компании.
Кроме того, конфигурация бизнеса создает такие условия, которые естественным образом производят отбор наиболее адекватной для нее архитектуры ИС, образуя с ней устойчивые формы.
Этапы разработки перспективной ИТ-структуры
Конфигурационный подход и методика анализа бизнес-рамки были применены для разработки структуры ИТ-службы торгово-розничной компании.
На основании анализа слоев бизнес-рамки были сформулированы основные проблемы в области логистики поставок. Предложенные способы их решения определили тип перспективной архитектуры – сильная интеграция. В результате выбора инструментов был сформирован портфель стратегических проектов, направленных на решение конкретных проблем бизнеса.
Проведенный с помощью конфигурационного подхода анализ текущего состояния бизнеса, ИТ-службы и архитектуры КИС показал, что компания имеет дивизиональную конфигурацию бизнеса, при чем среди самих дивизионов доминирует конфигурация “механистическая бюрократия”. ИТ-служба построена по принципу “пожарной команды” и успешно поддерживает операционную деятельность, работая по прямым поручениям бизнеса. Архитектура КИС имеет тип “лоскутное одеяло”.
Согласно теории конфигурации текущее состояние компании устойчиво. Но в рамках стратегии бизнеса достичь поставленных целей и успешно реализовать сформированный портфель проектов, находясь в текущей конфигурации, не возможно, т.к. ИТ-служба не обладает достаточным статусом, ресурсами и эффективностью управления. Необходим переход в другое устойчивое состояние, которое обеспечит:
- Повышение статуса ИТ-службы в компании;
- Изменение формы отношений ИТ-службы и бизнеса и переход от работы по прямым поручениям к совместному достижению количественно измеряемых результатов;
Перспективная конфигурация ИТ-службы должна находиться в соответствие с текущей конфигурацией бизнеса и целевой архитектурой КИС. Композиция конфигураций “Сеть ИТ-служб” и “Центр компетенции” удовлетворяет этому требованию и обеспечивает устойчивое состояние всей системы. Конфигурация “Сеть ИТ-служб” эффективно уживается с Дивизиональной конфигурацией бизнеса. В то же время “Центр компетенции” оптимально подходит для Механистической бюрократии.
На основе выбранной конфигурации ИТ-службы была предложена следующая структура:
Переход к новой структуре ИТ-службы позволит повысить статус ИТ-службы и перейти к договорным отношениям бизнеса и ИТ. Такая структура позволит бизнесу и ИТ на равных учувствовать в достижении поставленных целей и реализации стратегии бизнеса и ИТ.
Перспективная структура ИТ-службы имеет свои риски:
- Возврат к работе по поручениям при недостаточном статусе ИТ-директора по сравнению со спонсорами проектов;
- Отсутствие центра ответственности за формируемые требования со стороны бизнеса.
Конфигурационный подход к разработке структуры ИТ-службы дает неоспоримые преимущества:
- Позволяет выявить и показать глубокую и обоюдную связь ИТ и бизнеса.
- Дает понимание долгосрочных тенденций в развитии бизнеса и эффективные рычаги формирования долгосрочной корпоративной ИТ стратегии.
- Создает возможность выявления надвигающихся проблем и формирующихся тенденций в бизнесе по их ранним предвестникам.
Copyright © 2009 Сорокина Е.А.