Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Развитие ИТ-службы розничной торговой компании



Сорокина Е.А.
выпускница группы ITM-14
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

Для многих российских компаний остается актуальной проблема взаимодействия бизнеса и ИТ. Она заключается в том, что большинство ИТ-подразделений пребывают в изоляции от бизнеса и подчиняются лишь ИТ-директору. Создатели ИТ-приложений не несут ответственности за деятельность бизнес-подразделений, которые должны обслуживать, и потому плохо понимают, что на самом деле необходимо предприятию. Инструментом, позволяющим решить эту проблему и сфокусировать ИТ-подразедление на целях и задачах бизнеса, является ИТ-стратегия. Но важно не только создать план развития ИТ и поддерживать его в актуальном состоянии, но и грамотно претворять его в жизнь. ИТ-служба – это главный инструмент реализации стратегии ИТ. В процессе создания стратегии ИТ, становится понятно, что существующая ИТ-служба не способна реализовать планы том-менеджмента и достигнуть поставленных перед ней целей. Возникает вопрос, какой должна быть перспективная структура ИТ-службы?

Один из подходов к решению задачи проектирования структуры ИТ-службы - подход школы “конфигураций бизнеса“ Г. Минцберга. В рамках данной работы применялся метод проектирования, который основан на идеях адаптации конфигурационного подхода Г. Минцберга к разработке корпоративной ИТ-стратегии, а так же методика описания бизнеса и ИТ-стратегии с помощью “Бизнес – рамки”, разработанных Ананьиным В.И.

Бизнес-рамка – это инструмент для определения компонент ИТ-стратегии.

Планирование Учет Контроль
Предметная функциональная область
Группы решаемых задач

Колонки отражают цикл управления:

  • Планирование – разработка планов в рамках решаемой группы задач;
  • Учет – это регистрация событий хозяйственной деятельности;
  • Контроль – это подготовка вторичных документов, которые направлены на:
    · анализ текущей деятельности;
    · контроль исполнения планов и поручений;
    · принятие решений.

Каждый из слоев бизнес-рамки отражает отдельные компоненты ИТ стратегии. Имея единую “систему координат”, бизнес-рамка позволяет согласовать все компоненты ИТ-стратегии и сориентировать их на решение бизнес проблем (достижение бизнес целей).

Анализ бизнеса-рамки позволяет выявить проблемные функциональные области и сформулировать цели и задачи бизнеса, что является актуальным, если в компании отсутствует формализованная бизнес-стратегия.

Конфигурационный подход основан на классификации механизмов координации, данной Минцбергом, и соответствующих им устойчивых конфигурации бизнеса.

Механизм координации Конфигурация
Прямой контроль (работа по прямым поручениям) Простая конфигурация
Cтандартизация процессов (работа по инструкциям) Механистическая бюрократия
Cтандартизация выпуска (работа на результат) Дивизиональная конфигурация
Взаимное согласование (высокой новизны или изменчивости) Адхократия
Cтандартизация квалификации (работа, основанная на профессиональном искусстве) Профессиональная бюрократия

Ананьин В.И. в статье “Разнообразие бизнес архитектур и управление ИТ” проводит аналогичное соответствие между механизмами координации и конфигурацией ИТ-службы.

Механизм координации Конфигурация
Прямой контроль (работа по прямым поручениям бизнеса) Пожарная команда
Cтандартизация процессов Сервисный центр
Стандартизация выпуска (работа по достижению количественно измеримого результата) Сеть ИТ служб
Взаимные согласования (командная работа) Проектный офис
Стандартизация квалификации (информационная поддержка бизнеса командой ИТ-профессионалов) Центр компетенции

Форма организации ИТ службы находится под жестким давлением отбора со стороны конфигурации материнской компании. На Рис. 1 приведен профиль соответствия каждой формы организации ИТ службы и конфигурации ее материнской компании, который составлен на основе многолетних наблюдений за процессами реальной информатизации в российских компаниях.

Рис. 1. Профиль соответствия формы организации ИТ службы и бизнес конфигурации ее материнской компании.

Кроме того, конфигурация бизнеса создает такие условия, которые естественным образом производят отбор наиболее адекватной для нее архитектуры ИС, образуя с ней устойчивые формы.



Этапы разработки перспективной ИТ-структуры

Конфигурационный подход и методика анализа бизнес-рамки были применены для разработки структуры ИТ-службы торгово-розничной компании.

На основании анализа слоев бизнес-рамки были сформулированы основные проблемы в области логистики поставок. Предложенные способы их решения определили тип перспективной архитектуры – сильная интеграция. В результате выбора инструментов был сформирован портфель стратегических проектов, направленных на решение конкретных проблем бизнеса.

Проведенный с помощью конфигурационного подхода анализ текущего состояния бизнеса, ИТ-службы и архитектуры КИС показал, что компания имеет дивизиональную конфигурацию бизнеса, при чем среди самих дивизионов доминирует конфигурация “механистическая бюрократия”. ИТ-служба построена по принципу “пожарной команды” и успешно поддерживает операционную деятельность, работая по прямым поручениям бизнеса. Архитектура КИС имеет тип “лоскутное одеяло”.

Согласно теории конфигурации текущее состояние компании устойчиво. Но в рамках стратегии бизнеса достичь поставленных целей и успешно реализовать сформированный портфель проектов, находясь в текущей конфигурации, не возможно, т.к. ИТ-служба не обладает достаточным статусом, ресурсами и эффективностью управления. Необходим переход в другое устойчивое состояние, которое обеспечит:

  1. Повышение статуса ИТ-службы в компании;
  2. Изменение формы отношений ИТ-службы и бизнеса и переход от работы по прямым поручениям к совместному достижению количественно измеряемых результатов;

Перспективная конфигурация ИТ-службы должна находиться в соответствие с текущей конфигурацией бизнеса и целевой архитектурой КИС. Композиция конфигураций “Сеть ИТ-служб” и “Центр компетенции” удовлетворяет этому требованию и обеспечивает устойчивое состояние всей системы. Конфигурация “Сеть ИТ-служб” эффективно уживается с Дивизиональной конфигурацией бизнеса. В то же время “Центр компетенции” оптимально подходит для Механистической бюрократии.

На основе выбранной конфигурации ИТ-службы была предложена следующая структура:

Переход к новой структуре ИТ-службы позволит повысить статус ИТ-службы и перейти к договорным отношениям бизнеса и ИТ. Такая структура позволит бизнесу и ИТ на равных учувствовать в достижении поставленных целей и реализации стратегии бизнеса и ИТ.

Перспективная структура ИТ-службы имеет свои риски:

  • Возврат к работе по поручениям при недостаточном статусе ИТ-директора по сравнению со спонсорами проектов;
  • Отсутствие центра ответственности за формируемые требования со стороны бизнеса.

Конфигурационный подход к разработке структуры ИТ-службы дает неоспоримые преимущества:

  1. Позволяет выявить и показать глубокую и обоюдную связь ИТ и бизнеса.
  2. Дает понимание долгосрочных тенденций в развитии бизнеса и эффективные рычаги формирования долгосрочной корпоративной ИТ стратегии.
  3. Создает возможность выявления надвигающихся проблем и формирующихся тенденций в бизнесе по их ранним предвестникам.

Copyright © 2009 Сорокина Е.А.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, весна 2009
Рубрика: 
IT-служба предприятия
Автор: 
Сорокина Е.А.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 7 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009