Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектом формирования блока коммерческих услуг на базе государственного информационного фонда

Дмитришин А.Н.
выпускник группы ITM-28
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В последнее десятилетие в Российской Федерации в области государственного управления и предоставления государственных услуг населению происходит значительный рост информатизации данных процессов с применением современных методов и подходов в создании информационных систем. Основой данного развития являются принятая в 2008 году Правительством РФ концепция «Электронное Правительство», программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» и «Электронная Россия». В рамках этих программ созданы ключевые узлы информационного взаимодействия на уровне государства такие как:

- Портал государственных услуг;

- Система межведомственного электронного взаимодействия;

- Единая система идентификации и аутентификации пользователей.

            Для эффективной работы в новых условиях создаваемой общегосударственной ITинфраструктуры у федеральных и муниципальных ведомств возникла острая необходимость в создании собственных информационных систем, основанных на современных ITстандартах и удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к предоставлению государственных услуг населению. В рамках этих задач ведомственные информационные системы должны эффективно собирать, анализировать и хранить большие объемы данных, с учетом особенностей сферы государственного управления каждого органа исполнительной власти.

            В связи с тем, что деятельность каждого ведомства узкоспециализирована по составу и структуре обрабатываемой информации, требованиям к безопасности и хранению данных, в настоящее время принята практика создания отдельных информационных систем для ведомств или департаментов (внутри ведомств), предусматривающих возможность информационного взаимодействия между ними на основе унифицированных современных стандартов обмена данными.

            Практика создания подобных информационных систем не всегда носит положительный характер, так как процессы в органах государственной власти слабо формализованы и тяжело поддаются автоматизации, это требует особой вовлеченности системного интегратора, внедряющего информационную систему, во взаимодействие с сотрудниками функциональных подразделений ведомств и департаментов, данная необходимость накладывает определенные требования на разработку и внедрение информационной системы.

В рамках данной дипломной работы рассматривается проект по созданию информационной системы, автоматизирующей деятельность по предоставлению государственной услуги аттестации научных и научно-педагогических работников, которая осуществляется Департаментом аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации (то есть процесс государственного регулирования в области присвоения кандидатских и докторских степеней распределенной сетью диссертационных советов). Особенностью данного проекта является предшествующий негативный опыт создания подобной информационной системы и необходимость преодоления негативного информационного поля, сформировавшегося у пользователей данной государственной услуги по отношению к автоматизации их деятельности, имеющей длительную историю и находящейся на особом контроле у профессионального сообщества этой области.

В ходе рассматриваемого проекта были проанализированы ошибки, допущенные предыдущими разработчиками, ключевой особенностью которых оказался неправильный выбор методологии жизненного цикла проекта – была выбрана каскадная модель, не удовлетворяющая требованиям гибкости разработки, необходимой в данном случае, в связи с непрерывным процессом преобразования данной области государственного регулирования и предоставления государственной услуги, связанных с выходом новых редакций нормативно-правовых актов, которые предусматривают появление новых требований к исполнению государственной услуги. В ходе анализа была предложена спиральная методология жизненного цикла проекта, которая позволила эффективно достигнуть основных целей проекта, путем поэтапного выпуска функциональных прототипов.

Для проектирования бизнес-процессов использовалась нотация BPMN, которая позволяет наглядно демонстрировать основные информационные потоки  и участников информационного взаимодействия внутри процессов, это дало возможность привлекать к обсуждению моделей рядовых сотрудников автоматизируемого Департамента, что в свою очередь позволило выявить большинство ошибок, а так же оптимизировать сами бизнес процессы еще на этапе проектирования.

В результате данной работы достигнуты следующие результаты:

- создана и внедрена Федеральная информационная система государственной научно аттестации (ФИС ГНА), позволяющая эффективно управлять сетью диссертационных советов и вести учет и анализ процесса присвоения кандидатских и докторских степеней;

- оптимизированы бизнес процессы автоматизируемого Департамента, в результате чего повысилось качество и скорость предоставления соответствующей государственной услуги;

- сформировано положительно информационное поле вокруг информационной системы, в результате того, что пользование созданными сервисами значительно упростило работы всем участникам информационного взаимодействия в рамках предоставления услуги государственной научной и научно-педагогической аттестации.

В качестве вывода данной работы можно заметить, что при создании информационных систем, особенно систем с большим вовлечением пользователей, немаловажную роль играет формирование такой среды для работы, которая бы позволяла быстро и оперативно решать большинство возникающих вопросов, учитывать мнения и пожелания всех участников процессов. Такую возможность дают правильно выбранные на начальном этапе разработке инструменты и стандарты в области управления проектами и моделирования бизнес процессами.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009