Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Систематизация опыта построения цифровой экосистемы машиностроительного предприятия. Концептуальные предложения по снижению транзакционных издержек
Чеботарева А.Г.
Выпускник группы MBA CIO-58
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформированы нормативные предпосылки преобразования промышленности посредством цифровых технологий и платформенных решений. В рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ» запущены и реализуются федеральные и ведомственные проекты цифровой трансформации.
Приоритетной задачей государственного значения на ближайшие годы объявлено создание единой информационной среды (цифровой экосистемы) промышленности. Крупные промышленные предприятия, в том числе предприятия тяжелого машиностроения, наряду с государственной финансовой поддержкой со-инвестируют в программы преобразования бизнеса, в том числе реализуя на практике одну из идей цифровой трансформации – создание сети распределенного производства с целью снижения организационных издержек (издержек взаимодействия) между субъектами промышленности («транзакционных издержек фирмы» по Р. Коузу).
Создание информационной среды, позволяющей связать промышленные предприятия в единую экосистему, сталкивается с рядом сложностей. Основные из них рассмотрены и систематизированы в работе.
С одной стороны это аспекты внутренней деятельности предприятий:
- организационные - отсутствие прозрачности и управляемости процессов;
- информационные – беспорядок в нормативно-справочной информации и отсутствие качественных (структурированных) данных, автоматизация по принципу «лоскутного одеяла», разрывы между информационными системами;
- административные, связанные с управлением человеческими ресурсами – неготовность и сопротивление проводимым изменениям;
- производственные (операционные) – неоптимальное использование мощностей предприятий (простои оборудования или работа в режиме сверх износа), срывы производственных планов, сверхнормативные запасы и сбои системы логистики.
С другой стороны, взаимодействие между предприятиями, как отдельными субъектами (игроками) высококонкурентной бизнес-среды, в частности:
- непрозрачные подходы к выбору контрагентов и определению цены;
- несвоевременный обмен данными при исполнении контрактов и риски срыва обязательств;
- проблемы интеллектуальной собственности и т.д.;
В работе на примере проекта по созданию сети распределенного аддитивного производства, как части цифровой и производственной экосистемы машиностроительного предприятия, рассматриваются задачи, выполнению которых, на взгляд автора, придается приоритет в цепи масштабных преобразований.
Снижению транзакционных издержек способствует:
- четкое и детальное описание бизнес-процессов аддитивного производства и встраивание его в процессы предприятий от момента заказа до вовлечения в производство;
- проведение реинжиниринга процессов предприятий при необходимости;
- создание сети распределенного аддитивного производства (биржи мощностей) для оптимального использования доступного производственного ресурса «очищенного» от непроизводственных издержек
- поддержка процесса соответствующими информационными системами или встраивание в существующие (проработка ИТ-архитектуры).
Стоит отметить, что решение задачи организации сети лежит в области приоритетных государственных задач по поддержке малого и среднего бизнеса. Она может быть решена посредством создания субъектов МСБ (индивидуальные предприниматели, микро- и малый бизнес и т.д.), где непроизводственные издержки значительно ниже по сравнению с крупными производственными предприятиями.
Стимулы со стороны регуляторов предоставляют больше возможностей игрокам рынка для проведения внутренних и внешних преобразований. Уже разработаны и реализуются комплексные программы автоматизации предприятий. На разных стадиях внедрения и в различных сочетаниях на предприятиях тяжелого машиностроения применяются системы классов CRM, SRM, ERP, HRM, САПР, MDM, SCM, MES и т.д. Менеджментом и командами внедрения решаются задачи применения отечественного программного обеспечения и это еще одна из проблем построения цифровой экосистемы промышленности – дефицит российских аналогов зарубежного ПО.
В работе описаны бизнес-архитектура и ландшафт ИТ-систем, с помощью которых поддерживаются процессы организации сети, рассмотрены варианты встраивания в существующую архитектуру предприятий, различные модели организации поддержки бизнес-процессов.
Разработан план реализации проекта, приведены оценки времени реализации и стоимости работ на основании проектов-аналогов и общедоступной информации, предложен состав команды, силами которой реализуются поставленные задачи.
Рассмотрены основные риски при реализации проекта и предпринимаемые меры для их нивелирования.
Особенное внимание уделено задаче информационной безопасности экосистемы и распределенной сети, защите данных предприятий при осуществлении взаимодействия.
По итогам работы:
- на основе обобщения опыта создания цифровой экосистемы машиностроительного предприятия выделены основные направления для работы по снижению транзакционных (непроизводственных) издержек участников экосистемы;
- предложена концептуальная модель по снижению транзакционных издержек путем создания сети распределенного производства с поддержкой бизнес-процесса ИТ-системами.
Работа представляет интерес для руководителей промышленных предприятий, планирующих или находящихся в процессе цифровой трансформации (в том числе с государственным со-финансированием), ИТ-директорам и руководителям проектов, участвующим в разработке и реализации инициатив по преобразованию бизнеса.
Предложенная в работе модель, доработанная под условия и задачи конкретного предприятия, может быть использована в рамках подготовки проекта по организации сети распределенного производства с готовым набором ИТ-решений (в том числе при внедрении инновационных технологий, например, технологий аддитивного производства).
В настоящий момент описанная модель проходит пилотирование на базе одного из предприятий крупнейшего российского машиностроительного холдинга.
- Войдите на сайт для отправки комментариев