Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Роль руководителя в процессе формирования команды проекта внедрения программного обеспечения



Шулешова И.Н.
выпускница группы MBA CIO-22
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


Чтобы стать лидером, руководитель в процессе своей повседневной деятельности в зависимости от ситуации должен уметь исполнять в команде разные роли:

  1. Штурман – формирует общее видение целей и систему ценностей, определяет курс, учитывая постоянные изменения, которые происходят вокруг и находя новые возможности.
  2. Образец для подражания с точки зрения человеческих качеств. Личность, которая заслуживает полное доверие. «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».
  3. Помощник – создает и, когда необходимо, меняет структуры, процессы, условия, которые обеспечивают эффективность работы каждого. Лидеры следуют правилам до того момента, пока они не увидят, что правила перестают действовать.
  4. Вдохновитель – выявляет и направляет способности каждого на достижение результатов, а не на процессы и методы. Поощряет свободу, ответственность, инициативу и творчество, признает право на ошибку.

Процесс формирования команды начинается с отбора кандидатов в члены команды.

Отбор кандидатов в члены команды проводится с учетом трех признаков:

  1. функциональной необходимости специалиста
  2. психологической необходимости наличия у человека личностных качеств, без которых достижение командной цели невозможно
  3. психологической совместимости и равенства будущих членов команды с точки зрения профессионализма, типа темперамента и внутренней силы; силы мотиваторов и ценностей.

Разработан тест для отбора кандидатов, включающий определение типа темперамента, в тест также включены вопросы о хобби и литературных и музыкальных предпочтениях.

Информация, полученная в результате тестирования поможет руководителю найти индивидуальный подход к каждому члену команды.

Эффективная рабочая команда возникает не сразу, а проходит в своем формировании определенные этапы.

Первый этап. Формирование

Это период ориентации и знакомства членов команды друг с другом. На этом этапе велика неопределенность, участники обычно принимают на себя любые полномочия, какие им предлагают.

Единство членов команды – это залог ее жизнеспособности. Руководителю команды необходимо создавать условия для формирования энергии единства и выполнять роль Штурмана:

– Знакомить членов команды друг с другом.
– Создавать обстановку доброжелательности и взаимопонимания.
– Наблюдать за каждым членом команды.
– Помогать в поиске своего места в команде.
– Помогать в развитии профессиональных навыков и пополнении знаний.
– Доводить до команды цели. Все члены команды должны хорошо представлять цель проекта, а также задачи команды на следующую неделю. Для этого необходимо проводить раз в неделю совещания команды, на которых обсуждаются итоги предыдущей недели и ставятся задачи на следующую.
– Выдвигать идеи и организовывать работу.
– Концентрировать внимание команды на совместном планировании и организации труда.

Также единению и лучшему знакомству членов команды способствуют неформальные мероприятия: совместные обеды, выезды на природу, праздники (Новый год, 23 февраля, 8 марта, дни рождения, успешное достижение промежуточной цели проекта), общие хобби.

Второй этап. Смятение (Бурление)

Члены команды утверждаются в своих ролях, демонстрируют, чего от них можно ждать. Они могут начать бороться за позиции в команде. Пока группа не преодолеет разногласия, ее производительность находится на низком уровне.

Задачи руководителя на этом этапе в основном относятся к роли Образца:
– Помогать команде успешно решать споры.
– Обеспечивать обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем.
– Воодушевлять команду на достижение намеченных целей.
– Сохранять нейтралитет в конфликтах.
– Поддерживать и включать в творческий поиск каждого сотрудника.
– Формировать единое поле экономических интересов.
– Добиться большей самостоятельности членов команды, опираясь на коллегиальное мнение в отношении организации производственной деятельности.
– Показать выгоды и преимущества командной работы перед индивидуальной.
– Уточнять личные интересы людей.

Третий этап. Нормирование

Команда начинает совместное движение к общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил и групповые нормы, определяющие поведение ее членов. Сотрудничество в команде становится все более эффективным.

Задачи руководителя команды на этом этапе относятся в основном к роли Помощника:
– Поддерживать и укреплять единство, способствовать усилению синергетического эффекта.
– Поддерживать обратную связь.
– Поощрять создание единого информационного поля, инициативу и творчество.
– Согласовывать устремления каждого члена команды с общими целями и ценностями.
– Концентрировать внимание участников команды на качестве и конечной эффективности их совместной деятельности.
– Установить систему контроля за деятельностью команды.

Четвертый этап. Функционирование (Выполнение работы)

Команда вступает в стадию зрелости, она способна решать самые сложные задачи, каждый ее член исполняет несколько функциональных ролей.

Задачи руководителя на этом этапе относятся в основном к роли Вдохновителя:
– Регулярно оценивать эффективность работы команды, качество и результаты ее деятельности.
– Предоставлять членам команды обратную связь.
– Делегировать дополнительные полномочия членам команды.
– Обсуждать с членами команды предложения по улучшению ее деятельности.
– Развивать потенциал членов команды.
– Поддерживать процесс принятия решения в режиме единого мнения.

Каждая команда проходит эти этапы развития, у нее есть свой жизненный цикл.

Пятым этапом является расформирование

Рано или поздно расформировываются самые успешные проектные команды.

Задачи руководителя на этом этапе:
– Информировать членов команды о предстоящих переменах.
– Оценивать проделанную ими в команде работу и то чему они научились.
– Поощрять членов команды к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения.

Copyright © 2011 Шулешова И.Н.

К оглавлению >>

Рубрика: 
Управление проектами
Автор: 
Шулешова И.Н.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (8 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009