Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Предоставление сервисов клиентам компании для перехода на систему госзакупок в электронном виде



Мурашкинцев И.В.
выпускник группы MBA CIO-22
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


Электронные государственные закупки являются одним из самых эффективных инструментов по борьбе с коррупцией. Система построена на анонимности участников, прозрачности информации и высоком уровне конкуренции. Проведение торгов на электронных площадках позволяет полностью устранить коррупцию на этапе размещения и проведения торгов. С переходом на электронные торги всех регионов России, коррупционных закупок становится в разы меньше. Если до введения электронных аукционов по госзаказу торги проводились среди достаточно узкого круга предпринимателей, то после введения электронных аукционов госзаказ стал абсолютно прозрачен и доступен. Там, где есть доступ в интернет, можно получить госзаказ. Новые условия прозрачности и конкурентности разбивают сложившиеся коррупционные цепочки предоставляя новые возможности для бизнеса. Теперь не нужно иметь какие-то связи в госорганах или другие преференции, достаточно просто получить ЭЦП, аккредитоваться на площадке и найти нужный аукцион. В системе электронных торгов поставщиками и заказчиками в удаленном режиме совершаются операции (подача ценового предложения поставщиком, объявление закупки заказчиком и др.), влекущие за собой определенные обязательства как с одной, так и с другой стороны. Обеспечить юридическую значимость этих операций призван механизм электронной цифровой подписи (ЭЦП). По сути ЭЦП – это некая последовательность символов, которая получена в результате определенного преобразования исходного документа (или любой другой информации) при помощи специального программного обеспечения. ЭЦП добавляется при пересылке к исходному документу. Любое изменение исходного документа делает ЭЦП недействительной. На практике ЭЦП уникальна для каждого документа и не может быть перенесена на другой документ; невозможность подделки электронной цифровой подписи обеспечивается очень большим объёмом математических вычислений, необходимым для её подбора. Таким образом, при получении документа, подписанного ЭЦП, получатель может быть уверен в авторстве и неизменности текста данного документа. ЭЦП является на сегодняшний день законодательно оформленной процедурой обмена защищенными данными через интернет. В статье закона, регулирующей документирование информации (Закон 149-ФЗ), говорится, что электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП), признается равнозначным документу, подписанному собственноручно, если иным нормативным актом не предусмотрена обязательность бумажного носителя. Электронная цифровая подпись применяется для подтверждения авторства и неизменности информации (того или иного электронного документа). В системе электронных торгов поставщик, подавший ценовое предложение или заявку на конкурс, обязуется осуществить поставку товара или осуществить услуги на условиях, указанных в его предложении. Будучи подписанным ЭЦП, данное предложение обретает юридическую значимость и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, заказчик в системе электронных торгов имеет дело с реальными предложениями, исполнение которых гарантировано законодательством. C другой стороны, заказчик, разместивший в системе электронных торгов предложение о закупке (в форме аукциона, конкурса или запроса котировок), берет на себя обязательство заключить контракт с поставщиком, предложившим лучшие условия. В этом плане механизм ЭЦП, реализованный в системе электронных торгов, предоставляет юридические гарантии заключения контакта для поставщиков.

Ежегодно в аукционах участвует около двух трех миллионов фирм и их количество постоянно растет. Если раньше на один аукцион приходилось в среднем 3,2 участника, то сейчас среднегодовой показатель 6,7 на каждый лот. При этом, в 20% аукуционов участвует по 20 и более поставщиков. Государственные торги проходят в строгом соответствии с главой 3.1 94-ФЗ. Что касается коммерческих заказчиков, то они сами определяют регламент проведения торгов и устанавливают условия. Сейчас практикуется три вида закупок: запрос котировок, конкурс и аукцион. Но первые два из них потихоньку уходят в прошлое. Запрос котировок (фактически, прайс-листов) осуществляется только для лотов стоимостью не выше 500 тысяч рублей, а конкурсы проводятся только в случае "сложных" закупок по определенным видам товаров (оборонка, высокие технологии, наука). Вся остальная масса федеральных, муниципальных и региональных госзаказов переведена на электронные торги и размещается на электронных торговых площадках.

В соответствии с новыми требованиями госконтракт по результатам проведенных аукционов в электронной форме заключается в форме электронного документа и подписывается сторонами ЭЦП. При этом такое заключение возможно посредством электронной площадки, на которой проводился аукцион. Сейчас повсеместно вводится электронный документооборот, поэтому контракт с победителем заключается в электронном виде сразу после завершения процедуры электронных торгов. Сроки исполнения заказа всегда указываются в аукционной документации и определяются заказчиком. Оплата производится в установленной заказчиком форме в определенные им же сроки. При проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой, так же как не предполагается посещение (физически) заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный. Фактор территориального нахождения заказчиков (различных часовых поясов) также решен – электронные аукционы заказчиков данного региона всегда будут начинаться во временном поясе данного региона, поэтому местонахождение заказчика для проведения аукциона роли не играет. Для региональных и муниципальных заказчиков, в соответствии с Законом № 94-ФЗ размещение заказов на аукционах в электронной форме стало обязательным с 1 января 2011 г. В дальнейшем (примерно с середины 2011 г.) предполагается исключить и такую неконкурентную форму размещения заказов, как запрос котировок.

Важнейшим элементом всей системы электронных аукционов по гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ является базовый принцип – конфиденциальность участия в аукционе, которая сохраняется до момента подведения итогов аукциона. Это позволяет избежать как сговора участников между собой, так и административного давления на участников со стороны заказчиков, что с электронными аукционами сделать уже будет невозможно, поскольку заказчик до окончания аукциона не будет знать о том, кто в нем участвует. Для участников электронных торгов есть только один вид предквалификации – финансовое обеспечение участия в торгах (до 5% начальной цены) и исполнения контракта (до 30%).

С 1 января 2011 года все бюджетные учреждения обязаны размещать извещения и документацию об открытом аукционе в электронной форме на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Статьей 16 Закона о госзакупках (в редакции, действующей с 1 января 2011 года) определено, что уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию общероссийского официального сайта являются Федеральное казначейство и Минэкономразвития России. За последним закрепляются функции по созданию и ведению официального сайта, в том числе по регистрации и обслуживанию его пользователей, а также развитие официального сайта в части формирования функциональных требований.

В дипломной работе рассмотрены следующие вопросы:

  1. Процедура электронного аукциона, которая включает в себя следующие этапы:
    • Получение ЭЦП
    • Регистрация/аккредитация на сайте ЭТП
    • Публикация электронного аукциона
    • Работа с разъяснением по положениям аукционной документации
    • Подача заявки на участие в электронном аукционе
    • Допуск участников к электронному аукциону
    • Проведение электронного аукциона
    • Подведение итогов электронного аукциона
    • Заключение государственного контракта

    После выявления победителя аукциона с ним заключается государственный контракт. Весь документооборот должен проходить в электронном виде. Проект государственного контракта в направляется Заказчиком Оператору, который в свою очередь направляет его Поставщику. После подписания ЭЦП Поставщика контракт так же через Оператора направляется на подписание Заказчику. Как только контракт, подписанный ЭЦП и Поставщика и Заказчика, направляется Поставщику, он считается заключенным.

  2. Зарубежный опыт использования электронных торгов и электронного документооборота.
  3. Нормативно правовая база обеспечения электронных торгов.
  4. Электронно-цифровая подпись как обязательный инструмент для совершения действий, связанных с проведением аукционов и регистрации на официальном сайте

    Одним из камней преткновения для многих участников торгов стало получение электронно-цифровой подписи. Несмотря на предупреждения о том, что это необходимое условие для участия в аукционах, более четверти заказчиков по всей стране так и не обзавелись ЭЦП до Нового года и теперь занимаются ее получением, жалуясь на затянутость процедуры и ее сложность. Вдобавок к этому около 10% заказчиков, которые обзавелись ЭЦП, неправильно прошли процедуру оформления, поэтому их подписи не работают, и для входа на сайт им приходится проходить перерегистрацию.

  5. Экспертизы компании по предоставлению сервисов клиентам компании для перехода на систему госзакупок в электронном виде.
  6. Заключение.

В настоящее время электронные торги – это уже не новшество, о преимуществах и недостатках которого еще два года назад велись серьезные споры. Они являются одним из действенных способов организации закупочной деятельности предприятий. Причем последнее время крупные коммерческие и производственные компании проявляют все больший интерес к системам комплексной автоматизации управления закупка, при этом корпоративные электронные площадки становятся одним из элементов единой информационной системы управления торгово-закупочной детальностью предприятий. Развитие системы электронных торгов актуально не только для государственного заказа, но и для развития экономики в целом. Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, предусматривается, что в ближайшие несколько лет электронные аукционы станут основной формой размещения государственного заказа, полностью вытеснив традиционные аукционы и запросы котировок. Правительство России определило, что значительную часть номенклатуры товаров государственные заказчики федерального уровня обязаны закупать путем открытого аукциона в электронной форме на пяти отобранных электронных торговых площадках, а с января 2011 года эти правила введены для всех региональных и муниципальных заказчиков. По некоторым оценкам, объем закупок для нужд бюджета посредством электронных аукционов только в 2010 году превысил 3 трлн. рублей, а обязанность осуществлять электронные госзакупки региональными и муниципальными заказчиками неминуемо увеличит количество участников торгов до сотен тысяч. Естественно, все это вызывает повышенный интерес к участию в электронных аукционах со стороны бизнеса. Для госсектора открытые аукционы в электронной форме (электронные торги) уже больше года узаконены как один из способов размещения государственных заказов. Можно с уверенностью сказать, что практически все регионы, занимающиеся вопросами автоматизации госзаказа, используют электронные торги для закупки товаров и услуг для государственных нужд. При этом экономия бюджетных денежных средств в среднем составляет от 15 до 20% в зависимости от закупаемой продукции. Возможности современных электронных торговых площадок позволяют быстро реагировать на кризисные явления в экономике, а осуществление госзакупочной деятельности посредством механизмов электронных торгов способно стать инструментом государственной политики по стимулированию развития как отдельных отраслей, так и регионов России, полноценному вовлечению в электронную коммерцию предприятий малого и среднего бизнеса, что является необходимым условием успешного развития этих секторов в условиях глобальной конкуренции и повсеместного развития технологической интернет-инфраструктуры. Развитие электронных торгов для нашего общества является современным и эффективным антикризисным инструментом.

Copyright © 2011 Мурашкинцев И.В.

К оглавлению >>

Рубрика: 
Электронное государство
Автор: 
Мурашкинцев И.В.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009