Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Планирование развития ИТ-службы корпорации в условиях реорганизации



Гужева О.А.
выпускница группы MBA CIO-22
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


Одним из основных акцентов в стратегии инновационного развития Российской Федерации является государственная поддержка в развитии предприятий авиационно-промышленного комплекса. Содействие в их развитии основано на управлении перспективными направлениями развития технологий оборонных отраслей, в том числе разработке общих программ исследований, распространения технологий, а также предполагает ряд существенных структурных изменений на предприятиях путем консолидации предприятий по центрам компетенции.

Создание крупных интегрированных структур предъявляет новые требования к уровню управления в них, где многие аспекты управленческой и производственной деятельности должны отвечать современным концепциям и подходам в области управления крупными промышленными образованиями.

Наиболее актуальными управленческими проблемами развития крупных промышленных образований являются: усиление внимания к прогнозированию тенденций развития отрасли; расширение круга управленческих факторов развития; применение наряду с традиционными методами, методов системного анализа; определение и координация целей и стратегий; анализ и планирование управленческих программ развития и их всесторонняя оценка на основе использования современных решений в области информационных технологий.

Но помимо столь перспективных и стратегически значимых задач развития информационных технологий на вышеназванных предприятиях, необходимо учитывать, что должно быть реализовано обеспечение минимально необходимых элементов процесса управления: планирования, учета и контроля результатов деятельности организации.

Также следует заметить, что развитие крупного предприятия всегда сопровождается его значительной реорганизацией, и в этих условиях планирование развития информационной инфраструктуры является значимой частью планирования преобразований в целом.

Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных ранее целей и привел к сокращению расходов на развитие и инновации. Наиболее перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в ВВП сектора оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса, они были серьезно обременены долгами. При этом перспективы улучшения ситуации в этих секторах связывалось в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства. В 2009-2010 годах в целом удалось сохранить бюджетную поддержку этих секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватит только для обеспечения выживания ключевых предприятий.

Объектом исследования аттестационной работы является одно из предприятий инновационного сектора экономики, далее предприятие будет указываться как корпорация. Корпорация является научно-исследовательским институтом, выполняющим работы по разработке и производству радаров различного назначения, в первую очередь авиационных.

История создания корпорации уходит к началу прошлого века и с тех пор ее форма собственности, структура и выпускаемая продукция претерпели множество изменений. Изначально корпорация была создана как завод, выпускающий авиационные приборы. После окончания Великой Отечественной Войны опытно-конструкторское бюро при заводе приступило к выполнению собственных разработок радиолокационного оборудования для истребителей-перехватчиков, а затем и самостоятельных разработок самолетных радиолокационных станций. В начале 60-х гг. прошлого века опытно-конструкторское бюро слилось с заводом, образовав научно-исследовательский институт, создавший радио-локационные станции и системы управления вооружением почти для всех оснащенных радарами отечественных реактивных истребителей. Практически каждая новая разработка предприятия содержала в себе новые, нередко прорывные решения, выводящие различные отрасли российской промышленности на современный мировой уровень.

В сложный период перехода к рыночным отношениям предприятие было приватизировано, и стало открытым акционерным обществом. Руководство корпорации своевременно осознало, что рассчитывать на серьезные бюджетные ассигнования не приходится, и нашло свою нишу на международном авиационном рынке. В ситуации, когда основой поддержания высокой эффективности авиации становится модернизация оборудования уже имеющихся на вооружении самолетов, в первую очередь, замена их радара на новый.

В начале века экономическое положение корпорации на рынке существенно пошатнулось, а кризис 2008-2009 годов поставил под удар само ее существование. Лишь государственная поддержка позволила продолжить корпорации функционировать в ее нынешнем виде. Не смотря на это, на данный момент она является лидером разработки и производителем радаров и радиолокационных систем управления вооружением различного типа самолетов и вертолетов, ракетно-пушечных наземных и корабельных комплексов противовоздушной обороны, средств отображения информации о состоянии систем космического корабля и космонавтов, метеорадаров и продукции гражданского назначения. Корпорация имеет около двух десятков дочерних предприятий, филиалов и обособленных структурных подразделений в Москве и других городах России, Украины и Белоруссии. Центральный офис располагается в Москве.

Корпорацию контролирует Государственная корпорация «Ростехнологии» через концерн «Авиаприборостроение». Одной из стратегических целей концерна является создание в области авиаприборостроения публичной компании мирового уровня, ведущей открытый бизнес по всем компонентам бортового оборудования техники авиационного и не авиационного назначения. Недавно корпорация вступила в Союз машиностроителей России, что, как считается, будет способствовать стабилизации деятельности предприятия и его выходу на новые горизонты.

За последние пять лет произошла крупная перестановка в топ-менеджменте корпорации, было сменено три генеральных директора и два главных бухгалтера, не говоря уже про другие ключевые посты. Все это привело к нестабильности в политике управления деятельностью корпорации, направленной как на ее контрагентов, так и на саму корпорацию. Нет реальной стратегии развития, если не считать стратегию в области политики качества, которая создана лишь для сертификации корпорации по системе менеджмента качества. На основании такой стратегии нельзя разрабатывать стратегии других уровней управления организацией, в том числе ИТ-стратегию.

Проанализировав корпорацию, однозначно можно прийти к выводу, что она находится в неустойчивом состоянии. В соответствии с теорией конфигураций бизнеса, разработанной Г. Минцбергом, можно сказать, что степень неопределенности условий деятельности корпорации, крайне высок, как в направлении сложность процесса получения результата, так и неопределенности отношений. В настоящее время, руководство корпорации стремится свести неопределенность по каждой оси к минимуму, разделив корпорацию на две независимые организации: научно-исследовательский центр с опытным производством и завод, производящий разработанные ранее приборы. Таким образом, корпорация переходит от адхократий к двум видам архитектур: механистической и профессиональной бюрократии. Вызывает высокие опасения то, что профессиональная бюрократия – крайне сложно достижимый результат, так как сильно зависит от внешних условий. Но, несмотря на текущее неустойчивое состояние, организация должна продолжать функционировать, развиваться, а, следовательно, необходимо развивать ее информационную инфраструктуру, опираясь на общее целевое состояние.

Предметом исследования является ИТ-инфраструктура корпорации – принципы ее развития, повышение эффективности функционирования, походы к организации деятельности ИТ-служб.

Текущее состояние ИТ-инфраструктуры корпорации описано в следующих разрезах:
• организационная структура ИТ-служб и их место в организационной структуре корпорации;
• регламентированные и нерегламентированные функциональные задачи ИТ-служб;
• общее описание информационной системы корпорации:
– техническое обеспечение,
– программное обеспечение,
– информационное обеспечение,
– пользователи;
• организационное, методологические и кадровое обеспечение ИТ;
• методическое обеспечение ИТ, в том числе применяемые методы контроля и оценки качества работы ИТ-служб, методы управление рисками;
• взаимодействие ИТ-служб с топ-менеджментом корпорации по вопросам развития ИТ-инфраструктуры, поддержки и финансирования;
• взаимодействие ИТ-служб с другими подразделениями корпорации;
• оценка того, насколько текущая ИТ-инфраструктура удовлетворяет потребности бизнеса в настоящий момент.

Целью аттестационной работы является разработка плана развития ИТ-службы корпорации в условиях реорганизации. Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
• изучение и анализ текущего состояния корпорации и ее информационной инфраструктуры;
• определение основных направлений развития корпорации и выявление роли информационных технологий в повышении эффективности управления;
• обобщение теоретических и практических методов организации ИТ-служб и планирования их развития;
• разработка политики корпорации в области развития информационных технологий;
• определение основных принципов и подходов в области поддержки и развития информационных технологий в корпорации;
• разработка плана работ, которые необходимо выполнить для реализации политики развития ИТ, определение их трудоемкости, сроков;
• формулировка формы предоставления результатов исполнения плана, а также критериев оценки качества его исполнения;
• оценка предполагаемой эффективности результатов реализации плана развития ИТ.

Еще раз хотелось бы отметить, что в настоящее время не существует согласованной и утвержденной стратегии развития корпорации, что делает результаты работы скорее теоретическими, чем практическими. То есть основными результатами работы являются принципы и подходы к планированию развития ИТ-служб, на примере одного из возможных вариантов реструктуризации корпорации.

Copyright © 2011 Гужева О.А.

К оглавлению >>

Рубрика: 
IT-служба предприятия
Автор: 
Гужева О.А.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009