Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Формирование архитектуры информационной системы предприятия на основе анализа его конкурентных преимуществ



Черкасов С.А.
выпускник группы MBA CIO-22
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


Настоящая работа посвящена рассмотрению проблемы выбора путей развития информационных технологий в коммерческой компании. Развитие в любой сфере, а тем более в бизнесе, есть необходимая составляющая устойчивого существования.

Актуальность настоящей работы для выбранного объекта достигается соответствием ее проблематики вопросу, стоящему на сегодня перед руководством компании – в каком направлении и как следует развивать ИТ.

В настоящей работе определено, что поддержка со стороны ИТ развития компании в происходит в условиях неопределенности (у компании отсутствует сформулированная бизнес стратегия). В качестве основного инструмента такой поддержки рассматривается функциональная ИТ стратегия в общем, и архитектура корпоративной информационной системы (далее – КИС) в частности как раздел ИТ стратегии. Архитектура КИС проектируется таким образом, чтобы обеспечить поддержку ключевых процессов компании с минимальными транзакционными издержками при их реализации и при их изменении.

В ходе работы определяются требования к архитектуре КИС, сфокусированные на поддержке конкурентных преимуществ бизнеса. В результате решения задачи формируется архитектура КИС и перечень направлений развития.

В качестве источника исходных требований для архитектуры КИС были выбраны конкурентные преимущества и способы их достижения. Для этого был проведен анализ конкурентных преимуществ и выбрана базовая конкурентная стратегия – стратегия фокусирования. При стратегии фокусирования качестве главной цели определено выполнение компанией взятых обязательств перед своими потребителями при отсутствии претензий в меняющихся условиях рынка. Для того, чтобы эту цель достичь, были сформулированы конкурентные преимущества как факторы успеха и факторы риска и определены их целевые показатели. В качестве теоретической основы выбора использовалась концепция базовых вариантов конкурентной стратегии М. Портера и концепция жизненного цикла.

После выбора конкурентной стратегии установлен ключевой фактор конкурентоспособности – гибкость, а также обозначены два механизма ее достижения – быстро принимать решения по устранению инцидентов с целью минимизации воздействия факторов риска и не допускать появления инцидентов. Затем была проанализирована статистика возникновения инцидентов в процессе работы компании с заказчиками на протяжении одного года, и эти инциденты были сопоставлены с конкурентными преимуществами, определенными для стратегии фокусирования, и механизмами достижения гибкости. Таким образом фактические данные о работе компании нашли свое отражение в рассмотренных конкурентных преимуществах.

В качестве связующего звена между требованиями и поддерживающей их структурой использованы цепочки бизнес процессов (далее – БП) компании. Именно в таких цепочках проявляются способы реализации конкурентной стратегии, а следовательно и операционные требования в архитектуре КИС. В настоящей работе определены следующие цепочки БП как место реализации конкурентных преимуществ:
• Производство;
• Сбыт и отгрузка готовой продукции;
• Закупка и поставка сырья;
• Транспортировка готовой продукции в порты и погрузка.

Целевые показатели конкурентных преимуществ был оцифрованы, в результате чего были получены операционные показатели и участки в цепочках БП, где они проявляются. Операционный показатель является параметром, отвечающим на вопросы что необходимо сделать для достижения целевых показателей конкурентных преимуществ и где (в какой цепочке создания ценностей и на какой ее операции) это надо делать.

В результате анализа операционных показателей деятельности был получен слой бизнес-архитектуры КИС – перечень функциональных задач, которыми оперирует бизнес. После этого был сформирован слой прикладной архитектуры – перечень приложений, которые обеспечивают автоматизацию функциональных задач. На последнем этапе была сформирована информационная архитектура, которая определяет объекты информации в приложениях и порядок их взаимодействия (информационные потоки). Техническая архитектура не формировалась в силу ограниченного объема работы.

Теоретической основой для формирования архитектуры КИС являлись концепция организационного проектирования Г. Минцберга и теория конфигураций в ИТ В.И. Ананьина. Для отображения бизнес-требований на архитектуру КИС использовался инструмент, называемый бизнес-рамка.

Решение по определению архитектуры КИС является долгосрочным. Это связано с тем, что конкурентные преимущества, на которых оно основано, являются самой медленно меняющейся частью бизнеса. Архитектура КИС, разработанная с учетом конкурентных преимуществ, будет устойчивой при изменениях бизнеса.

В конце работы на основе предложенной архитектуры КИС сформулированы направления развития ИТ относительно текущего положения, указан перечень областей, в которых предлагается проводить изменения и приведено содержание этих изменений.

В качестве дальнейшего направления развития работы можно указать формирование перечня и границ проектов, которые необходимо выполнить для поддержки конкурентных преимуществ бизнеса со стороны ИТ. Положения данной работы можно использовать как отправную точку для обоснования необходимости реализации предлагаемых проектов перед руководством компании.

Copyright © 2011 Черкасов С.А.

К оглавлению >>

Рубрика: 
IT-стратегия
Автор: 
Черкасов С.А.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009