Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка архитектуры информационных систем для компании из сектора фэшн-ритейл



Худяков В.А.
выпускник группы MBA CIO-22
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


Розничная торговля является одним из самых динамичных секторов российской экономики. До 2008 года отрасль росла не меньше чем на 25% ежегодно. По оценкам McKinsey по темпам роста потребительского спроса Россия в 2002-2007 года превзошла Китай в два раза, Бразилию в полтора. По данным Росстата за 9 месяцев 2010 года вклад розничного сектора в ВВП составил 19.2%. Для примера: добыча полезных ископаемых 10.9%, обрабатывающих производств 17%. Розничная торговля, как деятельность связанная с массовым обслуживанием клиентов, это бизнес реального времени, накладывающий особые требования на ИТ.

Ритеил, в первую очередь, это бизнес операций. Любимый кефир должен ждать вас на полке каждый день. Вы не должны до бесконечности перебирать гондолу с черными рубашками в поисках нужного вам размера. Иметь возможность проверить наличие, забронировать и заказать доставку или узнать ближайшую дату поступления интересующего вас товара через интернет. Вся цепочка поставок должна работать как часы, данные об остатках быть точными, продуктовая линейка соответствовать структуре спроса, прогноз продаж отражать реальные потребности покупателей. Эти и многие другие задачи ритейлеры решают с помощью информационных технологий. При этом мы живем во времена острой конкурентной борьбы и выигрывают те компании, которые выстраивают правильные маркетинговые коммуникации со своими клиентами. Необходимо донести информацию о ваших продуктах до каждого покупателя, выявить тенденции в структуре спроса, собрать обратную связь о продуктах и каналах сбыта, оптимизировать процессы внутри точки продаж. Начиная с программ лояльности и заканчивая выкладкой товара на полке – ИТ дает инструменты, влияющие на увеличение доходности ритейлеров.

Для компаний розничного сектора крайне важен долгосрочный стратегический подход к развитию и управлению ИТ. В условиях неопределенности внешней среды, высоких темпов роста отрасли, информационной насыщенности современного ритеилера отсутствие стратегического подхода к управлению ИТ приводит к существенному росту неопределенности и рисков. Известны случаи, когда недостаточный уровень развития ИТ становился тормозом в развитии розничных компаний и, несмотря на готовность бизнеса к инвестициям и рынка к росту, приводил к потере конкурентных преимуществ а затем и доли рынка. Я не утверждаю, что данные ритейлеры потеряли рынок только из-за слабых ИТ, но совершенно точно уверен, что для компаний ориентированных на рост и имеющих долгосрочную стратегию развития необходима соответствующая ей стратегия развития ИТ. Особенность инвестиций в ИТ в высокой степени риска. Риск заложен во всем – в выборе конкретных архитектур, систем, вендоров и партнеров на проект, в недостаточной степени развития информационной культуры компании или ее несоответствия выбранным решениям, во внутренних рисках проектов, в долгосрочном характере инвестиций, в динамике бизнеса и динамике понимания роли ИТ руководителями компаний. При выборе тех или иных путей развития ИТ руководители предприятий ориентируются, в первую очередь, на опыт других компаний в отрасли. Этот подход культивируется вендорами, т.к. всегда можно найти на рынке в той или иной мере успешный проект. Если же таких проектов мало или они недостаточно референциальны, то всегда можно правильно спозиционировать неудачный проект перед заказчиком, также как неудачно приготовленное блюдо можно полить соусом до полной потери первоначального вкуса. Отделы продаж поставщиков ИТ решений обладают целыми методиками «подготовки» заказчика, основанными на грамотной подаче правды, полуправды и откровенного вранья на все уровни принятия решений заказчиком. При всех преимуществах подобного подхода для вендоров он неприемлем для бизнеса, т.к. руководители компаний принимают решение не на основе системного подхода, анализа текущего состояния и будущих потребностей предприятия, и в результате бизнес получают провальные ИТ проекты, в лучшем случае замороженные на начальном этапе, а в худшем тянущие без результата ценные ресурсы годами. Альтернативным подходом, снижающим риски ИТ инвестиций, является разработка целевой архитектуры информационных систем, основанная на методологии стратегического управления ИТ.

Методология стратегического управления – это технология управления компанией в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. Идея методологии состоит в поиске устойчивых конкурентных преимуществ, которые можно было бы адаптировать к изменениям ситуации. Стратегический план должен отвечать на вопрос «Что делать?», путем поиска новых возможностей в конкурентной борьбе и анализа факторов внешней среды. Стратегическое управление дополнительно отвечать на вопросы как делать, кто будет делать, каков ожидаемый результат, какие процессы необходимы для достижения результата, какие ресурсы будут использованы, какие риски нас поджидают, а также устанавливать границы, приоритеты и сроки. Выделяют различные уровни стратегического планирования – уровень корпоративной стратегии, бизнес стратегии, маркетинговой стратегии, финансовой стратегии, операционной стратегии, стратегии НИОКР. Идея стратегического управления ИТ состоит в определении направления развития информационных технологий на основе стратегических планов и задач развития предприятия с учетом текущего состояния ИТ в организации и лучших практик информатизации в отрасли. Область ИТ стратегии должна учитывать все стороны развития и управления ИТ как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, отражать как технологические, так и организационные вопросы информатизации, связывать цели развития ИТ с бизнес-целями.

В аттестационной работе рассматривается компания, работающая на рынке фэшн-ритеил. Компания с 1995 года представляет в России ряд всемирно известных марок багажа, сумок и аксессуаров премиум-класса. Также с 2007 года компания развивает направление продажи детской обуви и аксессуаров в сети собственных мультибрендовых магазинов. На текущий момент деятельность компании можно представить в виде четырех направлений: дистрибуция и консигнация, розничная торговля mono bags (сеть монобрендовых бутиков), розничная торговля multi bags (сеть мультибрендовых бутиков), розничная торговля multi kids (сеть мультибрендовых магазинов детской обуви и аксессуаров). В основе бизнеса лежат западные инвестиции, генеральный директор является гражданином Франции, что определяет подходы к управлению. Компания прошла несколько этапов развития бизнеса – от дистрибуции к развитию собственной розничной торговли в бутиковом формате, и до создания полноценной розничной сети сначала в концепции multi bags, а потом и multi kids. ИТ в компании также развивалось поэтапно. На начальном этапе это было развитие по остаточному принципу, в дальнейшем, при запуске собственной розничной сети, был приглашен внешний партнер, специализирующийся на автоматизации розничной торговли с использованием продуктов 1С Предприятие. История компании знает и такой эпизод, когда один из ее руководителей, а именно финансовый директор, самостоятельно вел проект внедрения финансового учета на системе MS Navision. По сути, на этом вся комплексная автоматизация деятельности организации и закончилась. В дальнейшем роль ИТ состояла в «ин хауз» поддержке созданной информационной среды, масштабировании созданной системы, тушении пожаров по месту возникновения. В текущий момент информатизация деятельности компании охватывает следующие области: логистика, продажи, закупки, точки сбыта, складской учет, финансовое планирование, планирование продаж, ассортиментное планирование, финансовый учет, бухгалтерский учет, CRM, учет персонала, бизнес-отчетность. Этот достаточно широкий спектр бизнес задач поддерживается четырьмя ключевыми бизнес-приложениями 1С Предприятие 7.7, Atol Frontol, Ms Navision и MS Excel. В рамках создания аттестационной работы были сформулированы стратегические цели организации. Проведен системный анализ состояния ИТ в компании, соответствия уровня развития ИТ долгосрочным целям бизнеса, определены приоритеты информатизации бизнес-функций. Выделены классы ИТ решений, необходимые компании. Разработана целевая архитектура ИТ систем с использованием методологии компонентного бизнес моделирования. При создании архитектуры информационных систем для компании в рамках аттестационной работы были выделены 9 основных этапов:

1. Построение компонентной модели деятельности компании
2. Определение степени значимости бизнес-функций
3. Определение потенциалов автоматизации бизнес-функций
4. Оценка текущий уровней автоматизации бизнес-функций
5. Определение существующих проблем бизнеса, связанных с ИТ
6. Определение приоритетов автоматизации бизнес-функций
7. Определение типовых ИТ-решений
8. Определение целевого состояния в области прикладных систем
9. Определение областей интеграции и подходов к интеграции

Copyright © 2011 Худяков В.А.

К оглавлению >>

Рубрика: 
IT-служба предприятия
Автор: 
Худяков В.А.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 9 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009