Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка ИТ-стратегии компании на примере стекольного завода



Козырин А.П.
выпускник группы ITM-15
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

Сегодня российский бизнес переживает один из самых сложных и переломных моментов в своей новейшей истории. Ужесточается конкуренция на внутреннем рынке, как со стороны отечественных предприятий, так и с международными корпорациями. Активно происходит выход крупнейших зарубежных игроков на российский рынок.

Можно уверенно утверждать, что те предприятия, которые вовремя смогут приспособиться к этим условиям, усилить свою конкурентоспособность, поднять качество своей продукции и услуг станут лидерами в своих областях на достаточно длительное время.

Возможно ли в настоящее время выполнение этих задач без адекватного использования информационных технологий? Ответ однозначен – Нет! ИТ в современном мире глобализации, огромных корпораций, постоянного повышения качества продукции и услуг, сокращения цикла разработки новых продуктов, слияний и поглощений является тем инструментом, что связывают всю организацию в единый организм, позволяют управлять ею, как единим цельным объектом и в конечном счете не только выживать, но и выбиваться в лидеры и достигать своих стратегических целей. Безусловно ИТ не являются самодостаточными. Невозможно просто внедрить в организации «нужную» ИС и получить повышение конкурентоспособности предприятия. Только грамотное и продуманное использование ИТ может приводить к существенным результатам для бизнеса в целом.

Что же является залогом стратегической согласованности развития бизнеса и ИТ? По мнению автора – наличие стратегии развития ИТ предприятия или ИТ-стратегии. Безусловно, просто факт наличия некоего документа с названием «ИТ-стратегия» не изменит ничего. Только при условии наличия на предприятии процесса стратегического планирования, привлекающего все подразделения организации включая и ИТ-службу, можно разработать как бизнес-стратегию, учитывающую новые возможности, открываемые ИТ, так и ИТ-стратегию, согласованную с развитием бизнеса компании и направленную на достижение стратегических бизнес-целей организации. Таким образом, можно резюмируя утверждать, что нет бизнес-стратегии компании без ИТ-стратегии, так и нет ИТ-стратегии без бизнес-стратегии.

Целью данной работы является описание процесса разработки ИТ-стратегии компании на примере крупного завода по выпуску стеклотары.

Стратегия ИТ – это согласованный с бизнес-стратегией концептуальный план развития ИТ. Это документ, определяющий роль ИС организации в реализации ее стратегических планов и описывающий то, каким образом эта роль должна исполняться.

Она состоит из рационального использования имеющихся в организации информационных технологий, которые отвечают и поддерживают миссию предприятия.

Процесс создания ИТ-стратегии начинается с установления целей для имеющихся на предприятии информационных технологий и определения начальных направлений развития. Затем выясняются измеримые показатели деятельности, значение которых сравнивается с желаемыми значениями. Итогом могут явиться изменения в деятельности предприятия. После установки целей и перечня измеряемых показателей основной задачей для правления становится достижение этих целей, а для дирекции – проведение изменений, способствующих их реализации.

I. Бизнес-Стратегия Компании

Этот раздел описывает высоко-уровневые стратегические задачи управления, определяющие контекст для ИТ-стратегии, т.е., Стратегию Компании, Требования Государственных органов или других групп влияния. Это описание поможет руководству Компании и ИТ-службы определить, где Стратегия Компании и ИТ-стратегия смогут поддержать и развить друг друга. Эти стратегические элементы являются основополагающими для всей дальнейшей работы.

II. Аудит текущего состояния информатизации Компании

Данный раздел описывает текущее состояние ИТ-инфраструктуры Компании, используемые информационные системы, организационную структуру ИТ-службы, её полномочия и задачи.

III. ИТ-стратегия Компании

Третья часть документа дает описание основного вектора ИТ-стратегии и того, каким образом эта ИТ стратегия поддерживает общую стратегию Компании.

ИТ-Стратегия должна определять не только технологические аспекты, но и принципы деятельности ИТ-Отдела, а также, его организационную культуру. Руководящие Принципы формируют структуру правил и отношений, которая будет направлять все дальнейшие действия.

Лежащие в основе деятельности ИТ-Отдела Видение и Миссия гарантируют общность ценностей Компании и ИТ-Отдела. Руководящие Принципы фиксируют эти ценности для целенаправленного формирования организационной культуры.

Также, этот раздел содержит описание инициатив (проектов), которые должны быть реализованы. Они являются логическим продолжением Миссии и Целей ИТ-Отдела и Компании. Инициативы могут быть двух типов. Первые – продолжение, свертывание, или развитие инициатив (проектов), находящихся в настоящий момент в стадии реализации. Вторые – подготовка и запуск реализации полностью новых проектов. Для всех инициатив должны быть определены приоритеты, разделяющие те из них, которые в наибольшей степени поддерживают достижение стратегических Целей, и те, которые хотя и необходимы, но не могут быть отнесены к разряду критических.

IV. Реализация ИТ-стратегии Компании

В этом разделе определяются требования к организационной структуре, распределению ролей и обязанностей руководителей Компании при реализации ИТ-Стратегии.

Реализация описанной выше ИТ-стратегии невозможна без существенного изменения механизмов управления ИТ-деятельностью Компании. С одной стороны эти изменения призваны повысить прозрачность и управляемость ИТ-блока предприятия, а с другой – предоставить в руки ИТ-менеджеров реальные механизмы воздействия на ход реализации не только ИТ-проектов Компании, но и на бизнес-проекты с ИТ-составляющей.

V. Дальнейшее развитие информатизации Компании

Разработанная ИТ-статегия Компании не может быть неким неизменным документом, который не подлежит пересмотру и адаптации к изменяющимся условиям деятельности Компании. ИТ-стратегия должна быть гибким инструментом по достижению стратегических целей Компании в условиях постоянного изменения, как внешнего окружения, так и самих стратегических целей.

В связи с этим, наиболее оптимальным является проектирование ИТ-стратегии методом «набегающей» волны, когда задается общее направление развития ИТ Компании на ближайшие 4-5 лет, но при этом основные (наиболее приоритетные на текущий момент) инвестиционные ИТ-проекты реализуются в ближайшие 1,5-2,5 года.

Пересмотр ИТ-стратегии Компании должен происходить на регулярной основе в рамках заседаний ИТ-правления Компании. Ответственность за подготовку предложений по пересмотру ИТ-стратегии Компании лежит на ИТ-службе и в частности на аналитическом отделе.

VI. Заключение

В рамках данной дипломной работы стояла задача показать процесс разработки ИТ-стратегии компании на примере ИТ-стратегии стекольного завода.

Данная работа может служить базисом для развития информатизации рассмотренного предприятия.

Copyright © 2009 Козырин А.П.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, осень 2009
Рубрика: 
IT-стратегия
Автор: 
Козырин А.П.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5.8 (11 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009