Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка стратегии охраны интеллектуальной собственности на примере фармацевтической компании

Чемериский М.В.

выпускник группы MBA CIO-52А

Школы IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

Основным свойством интеллектуальных ресурсов, которое обеспечивает их активное использование в производстве, является их способность к неограниченному тиражированию с минимальными издержками в любом масштабе.

В фармацевтической отрасли это означает возможность наладить выпуск лекарственного средства с малыми затратами, имея доступ к сведениям о лекарственном составе. При этом знания о фармацевтическом составе сами по себе не обладают свойством недоступности, а получение сторонними компаниями доступа к ним означает многомиллиардные потери для разработчика нового лекарственного средства.

Именно поэтому ограничение доступа к интеллектуальным ресурсам и их правовая охрана являются критичными для фармацевтической отрасли. Саму же ограниченность доступа к данным о фармацевтическом составе обеспечивает институт интеллектуальной собственности, который дает производителю нового препарата исключительные права на интеллектуальные ресурсы.

Таким образом, именно институт интеллектуальной собственности обеспечивает эксклюзивный рынок нового фармацевтического препарата и, как следствие, даёт возможность вернуть миллиардные инвестиции, осуществленные в разработку нового продукта. Без знаний о способах охраны интеллектуальной собственности и системного подхода к данному вопросу существование и коммерческий успех фармацевтической компании, выпускающей инновационные лекарственные средства, находится под угрозой.

Это делает охрану интеллектуальной собственности критически важной для фармацевтических производителей, а наличие стратегии охраны интеллектуальной собственности напрямую влияет на выживание и успешность бизнеса, что делает вопрос разработки такой стратегии чрезвычайно актуальным.

Важно отметить, что, осуществляя инвестиции в разработку и вывод лекарственного средства на рынок, компания рассчитывает на их возврат через реализацию готовой продукции. При этом доступ третьих лиц к сведениям о фармацевтическом составе дает возможность при минимальных вложениях наладить собственное производство аналогичного продукта и лишить производителя оригинального препарата доли и всего рынка. В этом случае, компания, разработавшая оригинальный фармацевтический продукт, рискует не вернуть вложенные средства и, в лучшем случае, остаться в убытке, а в худшем – перестать существовать.

Поэтому институт интеллектуальной собственности, ограничивая доступ третьих лиц к фармацевтическому составу препарата, обеспечивает исключительные права разработчика на новое лекарственное средство и возможность возврата инвестированных средств. Кроме того, именно возможность разрабатывать новые средства лечения заболеваний и вывод на рынок инновационных продуктов обеспечивает рост фармацевтической отрасли в целом.

Сбалансированное использование доступных инструментов для охраны своих исключительных прав – патентов и товарных знаков – является критичными для фармацевтической отрасли и позволяют фармацевтическим компаниям защитить инвестированные в инновации значительные средства, а также оградить себя и пациентов от подделок, способных наводнить рынок в большом объеме по низкой цене. Причем патенты и товарные знаки являются территориальными правами, то есть они применимы только в той стране или том регионе, где на них была подана заявка и предоставлены права, в соответствии с законодательством данной страны или региона.

Вследствие этого, на уровне отдельных стран и регионов существуют особенности правовой охраны интеллектуальной собственности, а знание таких особенностей является чрезвычайно важным при построении стратегии управления интеллектуальной собственностью.

Используя такие инструменты анализа, как SWOT и PEST, можно выделить ключевые особенности компании и определить какие формы охраны для каких объектов и на каких рынках необходимо использовать, согласовывая такие решения с общей бизнес-стратегией организации. Причем сделанные из такого анализа выводы уже могут служить основой для процесса формирования стратегии охраны интеллектуальной собственности, состоящей из последовательных шагов:

  • Инвентаризация интеллектуального потенциала компании.
  • Накопление интеллектуального потенциала компании.
  • Правовая охрана новых лекарственных средств на всех стадиях жизненного цикла.
  • Коммерциализация новых лекарственных средств.

Применение данного подхода позволяет фармацевтической компании структурировать и сделать системным управление своими интеллектуальными ресурсами, коммерческое использование которых делает компанию успешной, а такую стратегию – важным элементов общей бизнес-стратегии.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009