Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
IT-обеспечение финансового планирования банка в условиях рыночной неопределенности
Бондаренко В.А.
выпускник группы MBA CIO-38
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Банки работают в одной из самых динамичных сфер экономики. Техническое развитие, конкуренция, инфляция, экономические кризисы, действия регулирующих органов в сфере банковского надзора и денежно-кредитной политики повышают рискованность банковской деятельности.
Наступило сложное время, когда мир вступил в экономическое и политическое неравновесие. Нет информации о том, что нас ждет через 1, 2 или 3 года. Предугадать ход дальнейших событий практически невозможно, нет точного понимания, как в ближайшее время изменится внешняя среда, какие риски нас ждут, какие решения нужно принимать, чтобы минимизировать влияние рисков, и к чему эти решения приведут. Мы живем во время экономической и политической неопределенности.
В данной работе, в ее вступительной части, проводится исследование проблем, с которыми сталкиваются российские банки при осуществлении деятельности в условиях рыночной неопределенности, а также сформулированы задачи, которые необходимо решить банкам для нивелирования указанных проблем. К основным проблемам, которые стоят перед российскими банками в условиях рыночной неопределенности образца 2015 года, следует отнести:
- Потерю долгосрочных заимствований на внешних рынках,
- Заморозку долгосрочных инвестиционных проектов,
- Возможные проблемы с международными платежными системами «Visa» и «MasterCard»,
- Сокращение доходов, падение продаж вследствие оттока клиентских ресурсов, сокращения кредитования, снижения качества кредитного портфеля,
- Высокую административную нагрузку,
- «Нервозность» ввиду действий Центрального Банка по «очистке» банковского сектора от недобросовестных игроков,
- Управленческие проблемы выбора «правильных» способов снижения рыночных рисков, уменьшения степени неопределенности, поддержания жизнедеятельности банка, и прочие.
В основной части работы особое внимание уделено финансовому планированию как одному из способов снижения уровня неопределенности деятельности банка, а также показана важность применения информационных технологий для решения задач финансового планирования деятельности банка.
В работе сформулированы основные задачи финансового планирования, приведены методы и мероприятия по решению задач в рамках финансового планирования, которые можно структурировать на три группы: методологические, организационные и технологические.
К методологическим мероприятиям следует отнести наличие единой методики планирования для всех подразделений банка, сценарность и модульность планирования, достаточную детальность информации, использование единой нормативно-справочной информации как способа «встроить» процессы планирования в единое информационное пространство банка.
К организационным мероприятиям относится использование единых организационных принципов планирования, сокращение количества итераций и высокий уровень исполнительской дисциплины в рамках плановой кампании.
Технологические методы и мероприятия включают:
- Обеспечение распределенной / одновременной работы с моделью планирования,
- Снижение издержек на поддержку модели, форм, вычислений, отчетов,
- Автоматизацию процессов и регламентов планирования / прогнозирования,
- Мониторинг плановой кампании,
- Снижение рисков утраты данных,
- Разграничение доступа,
- Поддержание целостности,
- Устранение дублирования,
- Аудит действий пользователей,
- Наличие инструментов оперативного контроля исполнения планов.
В качестве объекта проектного исследования выбран крупный Банк, входящий в десятку крупнейших банков России по версии популярного интернет-издания «Banki.ru» [1]. Банк входит в число финансовых учреждений с государственным участием, что подчеркивает его стабильность и надежность. Банк в течение последнего десятилетия преодолел сложный путь падений и взлетов. Опустившись в определенный момент своей истории практически на грань банкротства, Банк был «спасен» государством, прошел путь поглощения и финансового оздоровления, вошел в число лидеров по ключевым показателям деятельности. В процессе финансового оздоровления внутри Банка произошли существенные изменения: изменены стратегические ориентиры, регионы присутствия, целевая клиентская база, значительно обновилась управленческая команда.
Как результат, «старые» методики и подходы, в том числе касающиеся финансового планирования, были полностью или частично забыты. «Новые» методики и подходы еще не устоялись, находятся в стадии формирования, как под влиянием внутренних потребностей Банка, так и с учетом изменяющихся внешних требований со стороны Группы, в которую входит Банк. Такая ситуация вносит «внутреннюю» неопределенность в части отсутствия единых методологических подходов при составлении планов, различных аналитических потребностей подразделений Банка.
Предметом проектного исследования выбран проект создания «Системы общебанковского финансового планирования» (далее - Системы). Целью данной Системы является реализация единой модели планирования, соответствующей Стратегии развития Банка, задачам и аналитическим потребностям заинтересованных подразделений-заказчиков, а также целям Группы, в которую входит Банк.
В работе сформулированы задачи, которые необходимо решить в рамках проекта создания Системы, в число которых входят: разработка общих и детальных бизнес-требований, подготовка технической инфраструктуры, разработка и тестирование Системы, обучение пользователей, опытная эксплуатация, передача Системы в промышленную эксплуатацию, организация процессов методологического и технического сопровождения.
Также в данной работе приводятся ключевые архитектурные решения, заложенные в разрабатываемую Систему: высокоуровневая архитектура приложений, общие параметры планирования, описание модели планирования, включая состав аналитических атрибутов и структуру финансовых планов.
Отдельно приводится развернутое обоснование выбора программной платформы «Oracle Hyperion Planning» для реализации Системы. Среди основных аргументов в пользу данного продукта следует указать: решение является гибким и адаптируемым, в наличии у Банка имеются приобретенные ранее лицензии, в штате имеются эксперты и бизнес-аналитики, прошедшие сертифицированное обучение и имеющие опыт создания систем финансового планирования на данной платформе. Перечисленные обстоятельства позволят существенно сэкономить бюджет проекта. Немаловажным является тот факт, что в популярном авторитетном исследовании «Magic Quadrant Gartner» программная платформа компании Oracle занимает на данный момент лидирующую позицию [7].
Что касается классических проектных ограничений, то в документе приведены укрупненный календарный план и бюджет проекта, описаны необходимые ресурсы. Также описано содержание проекта, перечислены объекты финансового управления и процессы. К содержательным процессам, входящим в рамки проекта, относятся: планирование, прогнозирование, моделирование, контроль и анализ отклонений, корректировка планов, исходных предпосылок и подходов бизнеса. К бизнес-процессам финансового управления и автоматизируемым задачам относятся: координация, консолидация, коммуникация, контроль.
Создание «Системы общебанковского финансового планирования» позволит повысить возможности Банка по перспективной оценке результатов деятельности, по обеспечению финансовой устойчивости Банка в условиях роста рыночной неопределенности и усиления конкуренции на рынке банковских услуг.
Ожидается, что в результате реализации проекта будут решены следующие тактические задачи:
- Проработаны единая методология и процессы планирования,
- Расширен состав аналитических признаков в планировании,
- Подготовлены пользователи,
- Обеспечены процессы методологического и технического сопровождения Системы.
Результатом проекта должна стать разработанная, внедренная, и переданная в промышленную эксплуатацию «Система общебанковского финансового планирования», обеспечивающая полный цикл планирования и контроля исполнения планов, высокий уровень детальности информации, доступность информации для заинтересованных пользователей.
К ожидаемым эффектам создания «Системы общебанковского финансового планирования» следует отнести:
- Проведение плановых мероприятий Банка с применением внедренной Системы уже начиная с середины 2015 года. Выгоды и преимущества от создания Системы можно будет ощутить гораздо раньше запланированного срока завершения проекта за счет того, что функционал Системы будет передаваться в эксплуатацию поэтапно.
- Сокращение сроков плановой кампании,
- Сокращение трудозатрат на поддержку модели планирования (от 50%), а также трудозатрат в рамках процессов финансового планирования в части подготовки, ввода и согласования данных (от 30%).
- Войдите на сайт для отправки комментариев