Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Подсистема управления нормативно-справочной информации в автоматизированной информационная системе Пенсионного Фонда РФ нового поколения

Жуковский В.М.
Выпускник группы ITM-24
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Цель данной аттестационная работы – изложить основные проблемы и пути их решения, возникающие при автоматизации в области управления нормативно-справочной информации на примере создания подсистемы НСИ в Пенсионном фонде Российской Федерации.

В текущее время в Пенсионном фонде РФ (ПФР) функционирует автоматизированная информационная система (АИС), состоящая из множества отдельных программно-технических комплексов (ПТК). Создание данных программно-технических комплексов или систем проводилось в различное время на протяжении последних двух десятилетий.  Причины создания ПТК были различны, это и изменения законодательства РФ, изменения законодательства в области информационных технологий и информационной безопасности, так и появление новых областей деятельности ПФР, как например, известная сейчас всем социальная форма государственной поддержки граждан РФ и их семей - Материнский (семейный) капитал.

Данные обстоятельства привели к появлению огромному количеству ПТК или систем, каждая из которых создавалась для решения конкретной задачи автоматизации деятельности ПФР без системного подхода к интеграции с существующими системами и планируемыми. Системы разрабатывались в различное время с использованием существующих технологий, платформ и технических решений, многие из которых в настоящее время морально и технически устарели и не соответствуют современным требованиям автоматизации.

Такой многообразие систем не могло не отразиться на стоимости и трудоемкости эксплуатации с перспективами их лавинообразного увеличения. Снижалась общая эффективность и качество автоматизации деятельности ПФР.

Стало очевидным необходимость создания АИС ПФР нового поколения, которая будет обеспечивать выполнение Пенсионным фондом РФ  возложенных задач по всем видам деятельности. АИС ПФР нового поколения должна быть построена на современной технологической платформе с использованием единого системного подхода при проектировании. Одним из требований к АИС ПФР нового поколения является использование единого информационного пространства. В свою очередь одним из основополагающим компонентом единого информационного пространства является централизованное ведение нормативно-справочной информации (НСИ).

Объектом автоматизации подсистемы НСИ являются процессы ведения и управления отраслевыми справочниками, классификаторами и реестрами Пенсионного фонда Российской Федерации. Данные справочники используются функциональными подсистемами системы АИС ПФР нового поколения.

До настоящего времени механизмы и технология  ведения нормативно-справочной информации в различных информационных подсистемах развивались спонтанно и независимо друг от друга. Таким образом, в ПФР отсутствовал единый механизм, обеспечивающий централизованное ведение нормативно-справочной информации в целях предоставления ее для информационных подсистем АИС ПФР.

При анализе существующей в АИС ПФР технологии ведения нормативно-справочной информации  нужно отметить следующие принципиальные недостатки:

  • отсутствие единства информации. В каждой системе независимо ведутся свои справочники;
  • отсутствие уникальности и информации. В каждой системе один и тот же объект записан в своих справочниках (задублирован);
  • множество технических решений ведения НСИ. Исходя из особенностей подсистемы использовано свое уникальное решение;
  • отсутствие единой методологии и регламента ведения нормативно-справочной информации;
  • отсутствие единых форматов ведения и предоставления пользователям нормативно-справочной информации;
  • отсутствие стандартов защиты нормативно-справочной информации от потерь или искажения;
  • отсутствие единых стандартов разграничения и управления доступом пользователей к нормативно-справочной информации.

Таким образом, существующий подход к ведению нормативно-справочной информации в ПФР неэффективен и необходимо разработать принципиально новый подход к ведению НСИ в создаваемой АИС ПФР нового поколения.

Существует два основных подхода к организации систем управления  нормативно-справочной информации - централизованный и децентрализованный методы ведения НСИ. В крупных организациях, работающих по многим направлениям деятельности и где соответственно используется множество подсистем использующие пересекающиеся справочники лучшим является использование централизованного подхода к  организации систем управления  НСИ. Это позволит эффективнее решать задачу нормализации данных.

При построении централизованной подсистемы управления НСИ входящей в состав АИС ПФР нового поколения, следует базироваться на следующих основных требованиях:

  • использование единой модели данных НСИ. Разработка единой модели данных позволит выработать унифицированные правила описания, идентификации, классификации и использования объектов НСИ;
  • подсистема управления НСИ являться единым источником нормативно-справочной информации, поддерживает целостность данных и управляет распространением данных по всем функциональным подсистемам АИС ПФР нового поколения;
  • ссылочная целостность и синхронизация модели данных НСИ. Модель данных НСИ может содержать как объекты, так и ссылки на них, поэтому поддержка целостности необходима для создания единой модели данных НСИ;
  • подсистема управления НСИ должна учитывать неготовность функциональных подсистем к интеграции. Интеграция подсистем требует встречных действий: функциональные подсистемы должны быть доработаны с учётом требований централизованного ведения НСИ. Со стороны подсистемы управления НСИ должны быть разработаны и задокументированы выделенные сервисы для обеспечения бесшовной интеграции с функциональными подсистемами. Данные сервисы должны быть расположены в корпоративной шине интеграции;
  • подсистема управления НСИ должна гибко реагировать на изменения модели данных и нормативных требований, а также поддерживать добавление новых объектов НСИ;
  • подсистема управления НСИ должна отвечать единым требованиям безопасности и защиты данных, предъявляемые к АИС ПФР нового поколения;
  • подсистема управления НСИ должна обеспечивать возможность информирования подписчиков (функциональные подсистемы) при внесении изменений в НСИ при помощи механизма уведомлений;
  • подсистема управления НСИ должна выполнять единый регламент ведения истории и архивации. Его назначение – обеспечение возможности работы с историческими данными для повышения точности аналитических работ, выполнения нормативных требований и снижения рисков.

Подсистема НСИ АИС ПФР нового поколения должна являться общесистемной по отношению к другим функциональным подсистемам АИС ПФР и должна являться источником информации как на федеральном и региональном уровне.

Помимо информационного, технического, программного и методологического обеспечения при создании подсистемы НСИ АИС ПФР нового поколения особое внимание необходимо уделить организационному обеспечению. Не секрет, что огромное количество на первый взгляд успешно созданных информационных систем, да и не только систем, разбивалось об скалы организационного обеспечения процесса.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009