Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Совершенствование процесса управления требованиями для проекта автоматизированной банковской системы бэк-офиса ценных бумаг

Енукова В.Е.
Выпускник группы ITM-19
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Независимо от методологии разработки ПО при реализации того или иного проекта, этап определения требований существует всегда.  Если требования сформулированы туманно, то в процессе реализации проекта приходится выполнять большое количество переделок  -  это связано с тем, что заказчик и исполнитель по-разному понимают нечеткие формулировки, а также с тем, что какие - то требования вообще не описаны.  В результате отсутствие грамотного управления требованиями на проекте приводит к значительному превышению бюджета и сроков проекта, а также может приводить к провалу всего проекта. 

По данным исследовательской организации Standish Group, наибольшее количество ошибок в различных артефактах при разработке ПО происходит на этапе сбора, анализа и документирования требований. Вследствие ошибок на разных этапах разработки ПО приходится затрачивать 30-50% средств от общего бюджета проекта на их исправление. Причем 70-85% от общего числа исправлений связанно именно с ошибками, допущенными на этапе сбора, анализа и документирования требований. Ошибка, допущенная в самом начале проекта (на этапе сбора, анализа и документирования требований), обходится в 200 раз дороже при внедрении и сдаче ПО. Следовательно, руководители организаций должны очень тщательно относиться к одному из основополагающих процессов разработки ПО - сбору, анализу и документированию требований, усовершенствуя данный процесс внутри организации.

В данной дипломной работе описаны основные этапы деятельности по совершенствованию процесса управления требованиями для конкретного проекта разработки ПО,  в котором автор выполняет роль аналитика.  Реализация проекта осуществляется в Департаменте информационных технологий коммерческого банка ЗАО «ЮниКредит Банк». Целью проекта является автоматизация деятельности одного из подразделений банка – бэк-офиса ценных бумаг,  для чего постоянно разрабатываются новые версии программного обеспечения «Securities Module» .  Деятельность бэк-офиса подвергается постоянным изменениям: дополняются и обновляются методы и функции учета, регулярно появляются законодательные нововведения в области банковского учета, изменяются требования владельцев группы UniCredit, изменяются условия рынка.  В связи как с новыми, так и с изменяющимися требованиями необходимо постоянно усовершенствовать программное обеспечение для автоматизации деятельности бэк-офиса ценных бумаг.  К сожалению, почти всегда не удается соблюсти запланированные сроки сдачи новых версий и выделенный на разработку бюджет, что напрямую связано с отсутствием грамотного управления требованиями на проекте.   

Для достижения цели по улучшению характеристик процесса управления требованиями были сформулированы следующие задачи:

  1. Исследовать современные аспекты управления требованиями к ПО.
  2. Проанализировать текущее состояние проекта и выявить проблемы, касающиеся управления требованиями.
  3. Обосновать необходимость применения отдельных методик управления требованиями для проекта.
  4. Разработать план управления требованиями, включающий выбранные методики.

             В первой главе дипломной работы описаны теоретические аспекты управления требованиями.  Даны общие понятия дисциплины, приведены характеристики требований,  уровни и типы требований, рассмотрен жизненный цикл требований.  Описаны все этапы работ по разработке и управлению требованиями:

    1. Планирование работ по управлению требованиями.
    2. Выявление требований. 
    3. Анализ и моделирование требований.
    4. Организация и документирование требований.
    5. Проверка требований.
    6. Управление изменениями требований.

Во второй главе дипломной работы описаны анализ текущего состояния проекта в области управления требованиями и поиск решений.  Дано краткое описание ЗАО «ЮниКредит Банк» как родительской организации проекта, и краткое описание целей, продукта и команды проекта.  Далее рассмотрены достоинства и недостатки проекта в области управления требованиями.  Анализ причин выявленных проблем произведен при помощи диаграммы причинно-следственных связей (диаграммы Ишикавы).  Для каждой причины предложены варианты по ее устранению.  Описано содержание первой версии плана управления требованиями, который должен являться внутренним стандартом для команды проекта.

В третьей главе дипломной работы приведены разделы плана управления требованиями,  соответствующие определенному ранее содержанию первой версии плана. В плане указана следующая информация:

  1. Общие сведения о документе: цель разработки документа, сфера применения документа, процедура сопровождения плана.
  2. Общие принципы управления требованиями на проекте.
  3. Список ролей и распределение ответственности для процесса управления требованиями.
  4. Список типов требований.
  5. Список атрибутов требований.
  6. Уровни трассировки требований.
  7. Стандарты оформления требований.
  8. Процедура разработки требований.
  9. Процедура утверждения требований.
  10.  Процедура изменения требований.    
  11.  Требования к использованию автоматизированной системы по управлению требованиями.

Кроме того, в Приложениях к дипломной работе приведены шаблоны спецификации требований и сценария варианта использования, на основании которых необходимо оформлять проектную документацию. 

В результате в рамках дипломной работы были решены следующие задачи:

  1. Исследованы теоретические аспекты управления требованиями к программному обеспечению.   В качестве теории были рассмотрены рекомендации по управлению требованиями от классиков дисциплины управления требованиями, а также материалы лекций преподавателей АНХ.
  2.  Проанализировано текущее состояние проекта. При помощи диаграммы причинно-следственных связей выявлены основные причины проблем, касающихся области управления требованиями.  Приведены также положительные с точки управления требованиями стороны проекта, которые существуют на момент проведения анализа.  
  3. Обоснована необходимость внедрения на проекте отдельных практик по управлению требованиями, позволяющих устранить выявленные проблемные места.
  4. Разработана первая версия Плана управления требованиями, включающая выбранные для внедрения практики по управлению требованиями. Предъявлены требования к автоматизированной системе управления требованиями,  внедрение которой позволит реализовать все положения Плана.

Разработанный План и рекомендации по выбору системы управления требованиями будут представлены руководству ДИТ ЗАО «ЮниКредит Банк» на рассмотрение. Данный План может быть взят за основу и в других проектах ДИТ в случае его успешной реализации на рассмотренном в работе проекте.  Это должно привести к общему снижению затрат на разработку банковского ПО, позволит снизить риски Банка по невыполнению в срок требований различных регуляторов,  а также позволит Заказчикам внутри Банка получать от ДИТ более качественные программные продукты, удовлетворяющие все потребности расширяющегося банковского бизнеса. 

Рубрика: 
Бизнес-процессы
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009