Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Организация работы IT подразделения в розничной сети

Дудаков А.В.
Выпускник группы MBA CIO-24
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

На сегодняшний день все компании, и малые, и крупные всё больше нуждаются в информационных технологиях. Именно ИТ (Информационные технологии) позволяют работать в конкурентной среде, активно использующей высокотехнологичные решения.

Эффективность работы торговой розничной сети напрямую зависит от эффективности работы ИТ подразделения. Это связано с тем, что ИТ обслуживает всю работу, все процессы бизнеса.

На сегодняшний день в розничной торговле востребовано согласованное развитие ИТ и бизнеса. Поэтому проблема взаимодействия бизнеса и ИТ подразделения в настоящее время достаточно актуальна. Бизнес, как правило, рассчитывает на отдачу вложений в ИТ. Однако оценки работы ИТ подразделений, данные его руководителями, и оценки, данные бизнесом, зачастую могут различаться. Такое бывает из-за различия представлений о бизнесе у ИТ руководителей и у руководителей организации или менеджеров, отвечающих за основной вид деятельности фирмы, а также из-за различия уровней зрелости ИТ подразделения и организации в целом.

Действительно, в зависимости от уровня зрелости ИТ служба может либо догонять в развитии бизнес (и в этом случае будет тормозить его), либо будет опережать бизнес (в этом случае ИТ подразделение может стать катализатором развития для бизнеса, и даже создавать конкурентные преимущества).

Для организации эффективной ИТ службы необходимо понять, насколько она согласована в развитии с организацией, какую роль играет в компании. Ведь ИТ подразделение может быть как обслуживающим подразделением для компании, которое работает по принципу «пожарной команды» («где загорелось туда и побежали»), а может быть и полноправным партнером бизнеса. При организации работы ИТ подразделения необходимо, понять готов ли бизнес рассматривать ИТ подразделение как полноправного партнера, и готова ли ИТ служба к партнерским отношениям с бизнесом.

Целью данной работы является применение методологии сопоставления уровней зрелости подразделения и предприятия в целом для оценки текущего состояния ИТ службы розничной сети и разработки комплекса мероприятий для организаций её эффективной работы.

В данной работе был произведен анализ роли и значения ИТ службы для предприятия. Рассмотрены три уровня эволюции ИТ службы:

  • Поддержка или обеспечение бизнеса (уровень, на котором ИТ служба является сугубо обслуживающим подразделением);
  • Операционный (активная ИТ служба, которая анализирует потребности бизнеса и предоставляет нужные бизнесу высокотехнологичные инструменты);
  • Управление (уровень, на котором ИТ служба может стать партнером бизнеса).

Рассмотрены типы организационных структур предприятий и выявлен тип структуры, который с точностью до нюансов присущ большинству торговых сетей. Также описаны основные функции ИТ департамента и выделены подразделения, которые присущи службе ИТ розничной сети.

В работе также затронут процессный подход к организации работы ИТ подразделения и компании в целом. Рассмотрены существующие уровни зрелости организаций, а также проведен анализ, на каком уровне возможна переориентация в управлении на процессный подход. Сделана попытка применить теоретические наработки общего характера для решения практических задач в ИТ сфере.

На примере компании розничной торговли «5 Карманов» проанализировано текущее состояние ИТ службы и дана оценка её уровня зрелости (as is). Проведен анализ соответствия текущего уровня зрелости ИТ службы уровню зрелости компании, представлена целевая конфигурация ИТ службы (to be) и разработан план организационных мероприятий, направленных на повышение уровня зрелости ИТ службы и совершенствование управления ИТ подразделением. План предусматривает как преобразования структурного характера, так и целевую переориентацию на процессный подход в управлении подразделением. Учтены особенности компании розничной торговли и общие требования данной сферы бизнеса к ИТ обеспечению бизнес-процессов.

Рубрика: 
IT-служба предприятия
Ваша оценка: Пусто Средняя: 8.2 (5 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009