Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


«Реализация принципов бережливого производства на промышленных предприятиях: Роль ИТ и МОП»

Каминщук С.А.
Выпускник группы MBA CIO-24
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Промышленность России сегодня не является конкурентно способной и не в состоянии удовлетворить спрос на качественную продукцию. Необходимо решать основные проблемы – неэффективность производства, отставание в развитии научно-технической базы и производственного потенциала.

Медленные процессы разработки, производства и сбыта продукции промышленных предприятий, слабо развития поддержка выпущенной продукции,  приостановка предприятий, привели к неизбежному в таких условиях падению технологического уровня производства и проектирования, постепенному старению основного производственного оборудования, фондов и большим кадровым потерям. Это привело к потери, и отсутствию развития конструкторских и производственных навыков.

В настоящее время высшее руководство предприятий по-прежнему не уделяет первостепенное значение оптимизации процессов, встраиванию качества в процессы, устранению потерь в производственных процессах которые не добавляют ценности выпускаемой продукции. Практически не уделяется внимание вовлечения сотрудников в процесс непрерывного совершенствования производства, в результате которого должна сформироваться новая культуры производства, новое организационное поведение.

Для повышения эффективности предприятия сегодня инвестируют средства в обновление основных фондов и модернизацию производства. Однако стоит отметить, что само по себе оборудование, какое бы технологичное и современное оно бы ни было, не в состоянии в долгосрочной перспективе обеспечить высокую эффективность производства. Необходимо оптимизировать и усовершенствовать работы производственных, технологических и конструкторских служб промышленных предприятий.

Одним из механизмов преодоления производственного кризиса можно считать применение принципов бережливого производства на промышленных предприятиях. Так как эти принципы позволяют повысить эффективность и конкурентно способность предприятия.

В качестве инструмента необходимо использовать информационные технологии и изменять модель организационного поведения сотрудников для повышения эффективности труда и предприятия в целом.

Информационные технологии

Для производственных процессов промышленной отрасли страны критичным является очень низкий уровень использования информационных технологий. Существующая частичная автоматизация плановых функций, фрагментное использование различных модулей CAD/CAM систем при подготовке и проектировании  производства не обеспечивает создания конкурентоспособной продукции.

В системах управления предприятиями не уделено внимание использованию информационных технологий для достижения требуемого эффекта. Система бережливого производства практически не уделяет внимание информационным технологиям, хотя, это необходимо. Информационные технологии должны стать источником информации для проведения статистических анализов и исследований, это массив информации для обработки и принятия решений.

Информационные технологии необходимо использовать в таких процессах как:

  • разработка и внедрение нормативно-справочной информации
  • разработка продукции и подготовка производства
  • ведение сопроводительных маршрутных карт
  • электронная регистрация и обработка заявок
  • использование центров обработки информации в производственном процессе

Централизованное ведение системы нормативно-справочной информации предприятия должно быть описано и подчинено единому регламенту. Это  позволяет поддерживать единую унификацию продукции, спецификаций и технологий, целостность информации, полноту и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Механизм поддержки актуальности нормативно-справочной информации очень важен. НСИ является для предприятия «жизненно важной кровеносной системой" всего информационного пространства. От правильного ведения этой информации зависят практически все службы: планирование, управление запасами, управление производством, планирование бюджета, расчет себестоимости  и пр.

PDM-технологии представляют собой системы основная задача которых со­стоит в том, чтобы сделать информационные процессы максимально прозрачными. PDM-технологии это системы которые содержат процессы всего жизненного цикла изделия. Это системы которые представляют собой программы для управления всеми связанными с изделием данными и информационными процессами. Данные об изделии в PDM-системах представляют собой состав и структуру изделия, 3D модель, набор чертежей, технологии производства, спецификации, программы для станков с ЧПУ.

Электронное ведение сопроводительных маршрутных карт представляет собой систему учета материальных потоков в ходе производственного процесса. Это транзакционный информационный учет, отражающий все фактические движения (транзакции) товарно-материальных ценностей, используемых в процессе производства продукции – материалов, покупных комплектующих, полуфабрикатов, деталей, сборочных единиц и готовых изделий. Система учета позволяет регистрировать начало и окончание выполнения каждой операции. Что позволяет собирать время о длительности операции и межоперационного пролёживании.

Чтобы организовать пооперационный учет на производственных участках необходимо установить Центры обработки информации. ЦОИ-центр представляет собой набор оборудования, включающий сканер штрих-кодов, помещенный в специальный защищенный корпус. ЦОИ-центр имеет возможность связи с сервером посредством локальной сети. Основная задача ЦОИ-центра это сократить время рабочего на электронную обработку производственных операций, сбор информации, оповещения о возникших поломках или инцидентах. Рабочий должен быстро послать заявку или оповестить систему о том или ином случае далее уже сама система должна транспортировать сообщение исполнителю. Тоже касается и производственных операций: рабочий должен максимально быстро зарегистрировать в системе начало и окончание производственной операции. Статистика должна накапливаться в системе и предоставлять массив данных для обработки и принятия решения. Имея такую информацию можно выделить те участки, операции которые согласно бережливому производству не добавляют ценности, а являются местом накопления потерь.

Под оптимальным размещением оборудования необходимо понимать такой принцип организации производственного процесса, при соблюдении которого все стадии и операции производственного процесса осуществляются в условиях кратчайшего пути от начала процесса до его конца. Принцип оптимального размещения требует обеспечения прямолинейного движения продукции в технологическом процессе, устранения различного рода петель и возвратных движений.

Достичь оптимального размещения оборудования в помещениях можно в порядке следования технологических операций. При проектировании цехов и участков необходимо предусматривать минимальное расстояние между смежниками входящими в производственный цикл изделия. Следует стремиться к тому, чтобы детали и сборочные единицы разных изделий имели одинаковую последовательность прохождения операций производственного процесса.

Применение информационных технологий в промышленности (машиностроение, авиастроение и т.п.) дают ощутимый эффект так как производство многопередельное с большим циклом, мелко-серийное и нужен хороший и мощный математический анализ всех производственных циклов. При помощи ИТ нужно собирать информацию на каждой операции анализировать потоки и оборудование, межоперационные механизмы. Всё предприятие надо обвешать приборами. И автоматизировать обработку данных. Поэтому первое необходимое действие - это сплошная приборизация и автоматизация.

Можно сказать, что резервом уменьшения длительности производственного цикла служит совершенствование техники и технологий. Информационные технологии дают полную картину производственных циклов. А низкая рентабельность многих российских предприятий объясняется не­продуманностью всего производственного цикла, из-за чего воз­никают большие потери рабочего времени. А следствием этого является вы­сокая себестоимость производимой продукции. Соответственно продукция не будет конкурентно способной.

Проблема использования информационных технологий, состоит в необходимости полнейшей революции в организации труда, навыках менеджмента и всего рабочего персонала предприятия. Это изменение может быть осуществлено только шаг за шагом. Эта глубочайшая перемена во всем моральном укладе рабочих которая требует времени. Можно сравнить это с вирусом: идея автоматизации доносится людям неоднократно, в них она приживается, развивается люди с ней борются, но постепенно понимают неизбежное. Таким образом, данный вирус распространяется среди всех служб.

Модель организационного поведения

На предприятиях необходимо создавать авторитарно-развивающуюся систему управления. На верху должен находиться авторитарный режим в лице исполнительного директора: закон и порядок, координация стандартов, технологий и т.п. Далее должна идти развивающаяся модель. Основной задачей менеджмента предприятий должна стать поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами  и  пониманием  общих целей работы. Люди должны получать гарантию защищенности и безопасности.

В качестве буфера должен выступать средний менеджмент, который стоит на пути между авторитарной и развивающейся зоной. В работе мы рассматриваем изменения, которые должны произойти на предприятиях, чтобы перевести сотрудников в развивающуюся модель из существующей.

Руководство должно разработать механизмы управления сотрудниками и поощрения, которые позволят сотруднику стремиться к совершенству в своей работе. А так как сотрудники специалисты в своей области то только они могут дать предложения по устранению проблем в производственном цикле и улучшению системы производства. От руководство и от самой системы зависит производительность и эффективность предприятия. И эта зависимость составляет 98% и лишь на 2% зависит непосредственно от самих сотрудников.

Менеджмент должен начать рассуждать с позиции группы. Группа отвечает за успех дела так же как и за неудачи. Исходя из этого следует, что отдельных работников надо редко упрекать за неудачи, особенно если это творческие неудачи. Работники должны формулировать свои предложения и передавать их заинтересованным лицам. После того как группа обсудит, будут поставлены общие задачи, каждый работник определит свои собственные и приступит к их выполнению.

На российских предприятиях менеджмент не интересуется целями отдельно взятого человека. А если и интересуется, то только формально. Практически на всех российских предприятиях присутствует устойчивое понятие, что есть руководство, которое определяет курс и направление, а есть исполнители, которые делают и исполняют то, что им говорят.  

Цель руководства состоит в том, чтобы сделать более совершенным симбиоз работы человека и машины, повышать качество системы, увеличивать выпуск продукции и одновременно давать людям возможность гордиться своим трудом. Цель руководства - помочь людям работать лучше и продуктивнее с меньшими усилиями и затратами. Причина неэффективности использования труда рабочих, зачастую кроется в неверном подходе к организации производства.

Для повышения производительности труда рабочих необ­ходимо научить систему предприятия анализировать время иуменьшать временной интервал от размещения зака­за клиентом до получения денег. Сформировать знания и навыки совершенствования и улучшений во всех процессах системы предприятия, у сотрудников различных уровней управления и прежде всего у высшего. Для этого нужно лично заинтересовать каждого сотрудника. Только сотрудник ежедневно выполняющий одни и те же операции может предложить наиболее эффективные и рациональные механизмы изменения этих операций и процессов.

При переходе от существующей системы к эффективному управлению предприятием, существует проблема, которая состоит в необходимости революции в моральном укладе и навыках всего менеджмента и всех рабочих предприятия. Такое изменение может осуществляться только шаг за шагом, путем убеждения рабочих, в превосходстве новой системы над старой. Перемена во всем моральном укладе рабочих требует времени. Совершенно невозможно ускорить этот процесс. Поэтому создание эффективной системы управления предприятием требует большого времени от трех лет  до пяти лет.

Первые небольшие изменения в управлении, имеющие отношение к рабочим, должны проводиться очень медленно, и в начале надо иметь дело одновременно с очень ограниченным числом рабочих. Проводить такие изменения необходимо до тех пор, пока эти рабочие не будут окончательно убеждены в том, что новый метод приносит им значительные выгоды. Вслед за этим рабочие один за другим должны самым осторожным образом подвергаться соответствующему обучению. И только после того, как до одной трети всех рабочих, занятых на предприятии, будет уже переведено от старых методов к новым, можно идти дальше быстрыми шагами. Именно к этому моменту обычно происходит революция в общественном мнении рабочих предприятия и почти все рабочие, продолжающие еще работать по старой системе, начинают стремиться к тому, чтобы получить и свою долю в тех выгодах, которыми пользуются другие рабочие, перешедшие к новой системе.

Основной целью любого предприятия является его эффективность, а эффективность зависит от производительности труда. Необходимыми и достаточными условиями повышения производительности труда являются:

  • внедрение методов эффективной организации труда вместе с со­вершенствованием средств и орудий производства.
  • максимальная личная заинтересованность работников в со­вершенствовании производственного процесса.

Работа описывает необходимые изменения отношения менеджмента к рабочему персоналу и построения новой модели организационного поведения для российских предприятий.  Также предлагается комбинация элементов информационных технологий, которой не существовало в теории бережливого производства. Эта комбинация дает сбор, анализ, группировку классификацию данных – для эффективного управления и принятия решений.

Рубрика: 
Бизнес-процессы
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009