Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Совершенствование кредитной политики банка путем автоматизации обработки кредитных заявок
Киренков В.А.
выпускник группы ITM-32
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Основная мысль
При выдаче кредита банком процесс проверки кредитоспособности потенциального клиента и рассмотрения его кредитной заявки является многовариантным, сложным и растянутым во времени. В процессе участвуют сотрудники различных подразделений банка и его служб: проверкой клиента с точки зрения «нежелательности» занимается служба безопасности, проверкой его кредитной истории – финансовый отдел, а проверкой законности и правильности сделки купли-продажи квартиры при ипотечном кредитовании – юридический отдел и т.д.. Организовать взаимодействие всех этих подразделений, обмен данными по клиенту и объекту кредитования, обмен документами бывает достаточно сложно и проблематично, что приводит к длительности рассмотрения заявки.
Решить проблему предлагается путем разработки автоматизированной информационной системы учета кредитных заявок клиентов и отслеживания их прохождения и согласования в течение всего жизненного цикла заявок.
Автоматизированная информационная система сопровождения процесса согласования кредитной заявки
Постановка задачи
Система должна быть разработана как конфигурация для системы 1С:Предприятие 8.3. Система должна быть реализована в режиме «Управляемое приложение» с интерфейсом «Такси». Разработку необходимо вести «с нуля», не на основе какой-либо типовой конфигурации 1С. Типовые конфигурации 1С могут рассматриваться как образец создания качественной конфигурации в системе 1С, из них могут быть почерпаны идеи по интерфейсу разрабатываемой конфигурации, построению ее структуры, программированию модулей.
Основная задача разрабатываемой конфигурации – автоматизация работы кредитного отдела банка в части учета заявок от клиентов на выдачу кредитов. Система должна позволять в формализованном виде вводить такие заявки в систему, указывать в заявке все необходимые свойства, которые полностью характеризуют заявку, назначать исполнителей и сроки исполнения, проставлять отметку о выполнении или текущем состоянии заявки, назначать подзадачи, которые возникают в ходе выполнения задачи, учитывать ресурсы, необходимые для выполнения задачи и т.д.
После ввода кредитной заявки она должна пройти процедуру согласования, которая в общем случае состоит из нескольких этапов. Некоторые этапы могут выполняться параллельно, а некоторые последовательно, т.е. последующий этап может быть выполнен только по завершении предыдущего. Каждый этап может содержать в себе перечень задач-заданий сотрудникам различных отделов банка, которые они должны выполнить в процессе согласования данной кредитной заявки. Целесообразно создать шаблоны этапов прохождения согласования кредитной заявки для различных видов заявок, видов кредитов, видов клиентов и т.д. Система позволяет вести какое угодно количество шаблонов для различных ситуаций. При назначении шаблона система автоматически генерирует задачи для исполнителей, которые заданы в каждом этапе шаблона. Каждая задача представляет из себя тот же самый документ «Задача», которым в систему введена сама кредитная заявка. Но конкретная задача по тому или иному этапу согласования кредитной заявки является более конкретизированной согласно целей этапа. Все задачи, порожденные от одной кредитной заявки связаны между собой именно этой заявкой: имеют общего контрагента, цель кредитования и другие параметры, описывающие заявку; из любой задачи всегда можно попасть в родительскую заявку.
Для максимально полного отражения сведений о задаче в документе необходимо предусмотреть следующие табличные части, позволяющие задать параметры задачи, имеющие табличную природу:
- Исполнители – список сотрудников банка, которые назначены исполнителями отдельных частей задачи, каждый в своей части;
- Свойства – список свойств задачи, которые дополнительно ее характеризуют, помимо основных реквизитов;
- Подзадачи – список подзадач данной задачи, которые родились на основании этой задачи. Подзадачи могут быть выстроены в виде дерева, образуя иерархическую вложенную структуру подзадач. Сама задача может являться подзадачей задачи более высокого уровня.
- Контакты – список контактов юридических или физических лиц, с которыми придется контактировать при решении данной задачи;
- Ресурсы – список номенклатуры материальных ресурсов, которые могут потребоваться в ходе выполнения данной задачи;
- Объекты – список объектов, принадлежащих контрагенту данной задачи, которые имеют отношение к данной задаче, например объекты кредитования;
- Файлы – список файлов контрагента, которые имеют отношение к данной задаче;
- Переписка – список сообщений, которыми сотрудники-участники решения задачи обмениваются друг с другом в процессе выполнения задачи.
Система должна предоставлять удобный интерфейс для ввода и редактирования задачи, несмотря на то, что документ имеет много реквизитов и табличных частей.
Задачи могут быть поставлены и введены в систему не только на основании шаблонов, но и в ручную по распоряжению руководства, по инициативе соседних отделов, в конце концов исполнитель может поставить задачу сам себе. Совокупность задач представляет собой объем работы всех сотрудников банка в формализованном виде введенных в систему.
Подсистема дальнейшей работы с задачами должна предоставлять возможность сопровождения задачи по всему ее жизненному циклу. Ввод в систему или автоматическая генерация формального представления задачи – это только начало ее жизненного цикла. В реальной хозяйственной жизни банка редко возникают задачи, которые решаются за один день и не требует каких-либо дополнительных действий. Большинство задач требуют выполнения определенных действий в процессе своего жизненного цикла. Для этого система должна предусматривать следующие возможности:
- Ведение переписки: сообщения пользователей (сотрудников), которые они пишут друг другу в процессе работы над задачей (доступно всем сотрудникам);
- Исполнение: проставление исполнителями отметки об исполнении (или невозможности исполнения) своей части задачи (доступно только исполнителям или их руководителям);
- Добавление новых подзадач в иерархию подзадач данной задачи, если выполнение данной задачи потребовало этого, или создание задач верхнего уровня, в которые данная задача входит в качестве подзадачи;
- Добавление к задаче файлов, иллюстрирующих ход выполнения задачи.
При выполнении задачи она переводится в состояние «Выполнена», после чего ее редактирование невозможно. Признак выполнения задачи – это специальный признак такого состояния задачи, при котором задача считается полностью выполненной. Выполнение задачи возможно только при условии выполнения всех подзадач, входящих в данную задачу и исполнения (проставления признака исполнения) всеми исполнителями своих частей данной задачи.
Важным реквизитом документа «Задача» является «Статус». Поэтапное ведение задач заключается в переходе их из одного статуса в другой.
Журнал задач должен стать основным инструментом работы со списком задач как для сотрудников банка, исполняющих задачи, так и для руководителей и администраторов, распределяющих задачи по исполнителям и контролирующих их исполнение.
Отдельной функцией работы журнала является отбор задач по определенным критериям и совокупностям критериев, в том числе сложным. Технологическая платформа «1С:Предприятие 8.3» предлагает очень гибкую настройку журнала задач, позволяющую задавать любые отборы задач по их реквизитам и реквизитам табличных частей, настраивать группировки, условное оформление и внешний вид формы журнала, превращая его в основной инструмент каждого сотрудника банка по работе со списком задач. Отдельным режимом работы журнала должен быть режим «Мой календарь» в котором любой исполнитель имеет возможность отобрать неисполненные задачи, в которых он назначен исполнителем.
Система должна предоставлять гибкую возможность настройки прав пользователей на ввод и редактирование задач и их параметров в зависимости от положения пользователя в иерархии банка. Права на редактирование документа «Задача», назначение исполнителей, проставление отметок об исполнении исполнителями своих частей задачи и всей задачи целиком зависят от настроек прав доступа пользователя, который ввел задачу в систему. Полные права на редактирование документа есть только у автора документа – пользователя, который создал этот документ «Задача». Права на редактирование «чужих» документов пользователем, который в данный момент работает с системой, определяются местоположением данного пользователя в иерархии пользователей. Такая гибкая настройка прав позволяет пользователям редактировать документы только в пределах своей компетенции.
- Войдите на сайт для отправки комментариев