Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Внедрение идеологии процессного подхода в организации, осуществляющей деятельность в отрасли геоинформатики
Николаев А.В.
выпускник группы ITM-32
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В дипломной работе рассматривается деятельность и бизнес-процессы дочерней коммерческой организации-разработчика географических информационных систем (далее - Организация) одной из крупнейших государственных телекоммуникационных компаний (далее - Инвестор).
Основной вид деятельности Организации– развитие и совершенствование географической информационной системы,являющейся собственностью Инвестора. Для осуществления контроля и управления со стороны Инвестора создана служба заказчика – продуктовый офис в обязанности которого входит: формирование заданий и приемка результатов, а также продажа продукта на федеральном, региональном уровне и крупнейшим корпоративным клиентам. Сама Организация кроме развития продукта также имеет право вести коммерческую деятельность в части реализации продукта остальным клиентам, с учетом интересовИнвестора.
В рамках осуществления деятельности как внутри Организации, так и во взаимодействии с Инвестором с ростом потребности в совершенствовании разрабатываемого продукта, а как следствие, сувеличением штатов сотрудников обоих предприятий, а также роста запросов со стороны потенциальных клиентов, остро стала проявляться проблема отсутствия стройной организации деятельности, ее стихийности.Отсутствие утвержденного регламентированного порядка действий, а также ответственных лиц за осуществление деятельности уже повлекло: срывы сроков в предоставлении результатов, как Инвестору, так и внешним заказчиками отказы потенциальных клиентов, обусловленные длительностью формирования коммерческих предложений, или затягиванием согласования условий и договоренностей.
Необходимо отметить, что при имеющихся проблемах Организация со своей работой справляется без серьезных последствий, чтообусловлено наличием в ней высокопрофессиональных кадров, имеющих многолетний опыт и готовых работать на износ за «идею».
Наиболее подходящим способом решения сложившейся неблагоприятной ситуации является применение современной мировой практики к организации деятельностипредприятия – внедрения процессного подхода, а именно в выделении процессов как совокупности устойчивой системы видов деятельности, создающих на выходе ценность как для входа другого процесса, так и для конечного потребителя, оплачивающего полученную им эту ценность.
Активной группой сотрудников несколько раз поднимался вопрос о детальном описании деятельности прямо завязанной на получение прибыли и четком распределении зон ответственности, но со стороны руководства понимания не нашли, в первую очередь из-за слабого знания предмета руководством (западная философия, дорого, долго, не понятны перспективы).
Целью данной работы по выявлению, описанию основных бизнес-процессов Организации и определению «вредных» и не добавляющих ценности действий, являетсядемонстрация руководству эффективности процессного подхода к управлению и инициирование более масштабной работы по его внедрению в деятельность Организации.
В результате выполнения работы были выявлены следующие обстоятельства, препятствующие полноценному выполнению работ по выявлению и формированию регламентов процессов, и определению метрических показателей их эффективности:
· Процессы не определены, положения о подразделениях и должностные обязанности разработаны формально и не имею ничего общего с реально выполняемой деятельностью;
· Сопротивление руководителей подразделений и сотрудников части непредоставления сведений о выполняемых ими обязанностей;
· Существуют серьезные системные ограничения, вызванные необходимостью учитывать требования НПА государственного Инвестора, а также исторически сложившихся факторов;
· В деятельности не применяются современные автоматизированные системы. Хранение документации осуществляется в бумажных носителях, опыт предыдущих работ не используется;
В связи с чем, в условиях ограниченного времени, были осуществлены категорирование и преприоритезация целей, и в рамках данной работы (1 этапа внедрения процессного подхода) были выполнены следующие виды работ:
· Разработанареальнаяструктура Организациив нотации ARISOrg;
· Осуществлено выделение процессов и моделирование их в нотациях ARIS VAD и ARIS eEPC (как есть);
· Выполнен анализ и выявлены недостатки существующих процессов, предложены усовершенствованные модели процессов (как надо);
· Разработаны модели процессов вновь создаваемого направления деятельности Организации «Presale»;
На 2 этапе деятельности, выполняемойза рамками данной работы, планируется:
· Закрепление процессов за функциональными подразделениями;
· Разработка положений о подразделениях;
· Разработка должностных обязанностей и закрепление процессов за ответственными лицами (владельцами процессов);
· Разработка метрик процессов;
· Получение численных значений метрик процессов по результатам анализа выполнения этих процессов;
· Принятие решений по совершенствованию процессов;
· Разработка дополнительных регламентов (о повышения квалификации, хранения результатов работ…);
Описанные предложения были сформированы в отчет и переданы руководителю Организации для принятия им дальнейших решений, но как уже было сказано ранее, внедрение процессного подхода является трудоемким, организационно и технически сложным мероприятием, поэтому, на момент написание аттестационной работы, решения о реализации подхода, так и не было принято, ввиду сложившийся хоть и неэффективной, но устойчивой практики.
Идеология процессного подхода к управлению деятельностью Организации может стать решающим фактором, как в повышении результативности и эффективности предприятия, а, следовательно, и в увеличении доходов, так и в борьбе с конкурентами.Процесс должен начинаться с момента рассмотрения возможности предоставления услуги потенциальному клиенту и заканчиваться оплатой услуги полностью удовлетворенным потребителем, однако пока системные ограничения и сложившиеся устойчивые отечественные практики не дают реализовать такой процесс в полной мере.
- Войдите на сайт для отправки комментариев