Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектом реализации требований ЦБ РФ для автоматизированной банковской системы в коммерческом банке



Рыжкова С.В.
выпускница группы ITM-14
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Быстрота, качество, высокий технологический уровень предоставления той или иной услуги клиентам коммерческого банка является показателем стабильной работы и успешности бизнеса. Возможность своевременного получения достоверной аналитической информации о деятельности банка в целом есть основа для принятия верных стратегических управленческих решений. Для достижения этих показателей необходима четкая, слаженная и бесперебойная работа транзакционных систем, регистрирующих оперативную информацию, и комплексных аналитических систем. Построение информационной инфраструктуры в полной мере удовлетворяющей потребностям бизнеса – одна из самых важных задач на пути успешного развития банка.

На рынке банковского программного обеспечения представлено достаточно систем, позволяющих наладить работу всех участков сложного механизма банковской деятельности. В большинстве современных АБС представлены модули, обслуживающие практически все операции и бизнес-процессы бэк-, мидл- и фронт-офиса. Но далеко не во всех банках, даже в самых крупных, внедрена одна-единственная система. В общем случае, в коммерческом банке с разветвленной филиальной сетью установлено несколько АБС разных производителей, а также ряд учетных систем по обслуживанию какого-либо одного банковского инструмента, реализованных либо с участием собственного штата IT-специалистов, либо купленных на стороне и как третий вариант – наличие АБС обеих видов. Идеальным случаем является внедрение комплексной АБС со всеми необходимыми учетными модулями.

Однако, внедрение комплексной АБС в коммерческом банке с разветвленной сетью филиалов – процесс далеко небыстрый и весьма затратный, как по времени, так и по трудовым ресурсам. Начиная процесс внедрения новой АБС банк вступает в затяжной «переходный» период, когда часть филиалов уже перешла на новую АБС, а часть продолжает работать в старой АБС. Конечно же, данное обстоятельство не может не отразиться на таких процессах как сопровождение новой и старой АБС, получение аналитической информации по банку в целом, а также разработку и технологий ведения банковских продуктов. Все эти процессы в той или иной степени усложняются, что приводит к увеличению времени и стоимости выполнения процессов.

Таким образом, перед банком встает задача максимально сократить затраты на сопровождение старой и новой АБС, сохранив при этом бесперебойность и слаженность их работы. Успешное решение этих сложных задач возможно только в случае, если процессы «прозрачны», т.е. формализованы и однозначно известны и функции исполнителей.

В качестве примера коммерческого банка предлагается рассмотреть банк «Возрождение» (ОАО). В настоящий момент в банке «Возрождение (ОАО) идет интенсивный процесс внедрения банковского информационного комплекса ЦФТ-банк (на базе развития Oracle). Процесс внедрения находится в самой активной фазе, а это означает, что только часть филиалов банка «Возрождение» используют в своей работе новую АБС. Таким образом, наличие «переходного» периода в банке «Возрождение» абсолютно очевидно.

В рамках данной аттестационной работы описываются наиболее серьезные проблемные зоны процесса сопровождения существующих АБС в банке «Возрождение» (ОАО). В частности исследуется сложности, возникающие в процессе реализации требований ЦБ РФ в АБС банка в части подготовки обязательной отчетности, а также проблемы, связанные с управлением требованиями к существующим АБС. Решение этих двух задач позволит значительно сократить время реализации требований ЦБ РФ к существующим АБС. Для того, чтобы понять, где именно «затаилась» проблема необходимо описать уже существующие процессы и построить функциональную модель вида «как должно быть» (“to be”). Данная модель позволить выявить проблемные зоны и причины их возникновения.

Таким образом, в рамках данной аттестационной работы будут решаться следующие задачи:

Выявить проблемные зоны:

  • в сопровождении существующих АС
  • в процессе подготовки технических требований
  • в управлении процессом реализации требований ЦБ РФ в существующих АС

Формализовать процессы:

  • подготовки технических требований
  • управления требованиями к существующим АС
  • анализа существующих процессов и АС

Предлагаю Вашему вниманию аттестационную работу «Управление проектом реализации требований ЦБ РФ для автоматизированной банковской системы в коммерческом банке».

В данной работе речь пойдет о проблемах, связанных с реализацией требований ЦБ РФ в существующих АС в части обязательной отчетности.

В рамках аттестационной работы в качестве примера коммерческого банка рассматривается банк «Возрождение» (ОАО). Одной из отличительных особенностей Банка «Возрождения» (ОАО) и конкурентным преимуществом является значительно развитая сеть филиалов - Банк присутствует в большинстве субъектов Российской Федерации.

В настоящий момент в банке «Возрождение (ОАО) идет интенсивный процесс внедрения банковского информационного комплекса ЦФТ-банк (на базе развития Oracle). Процесс внедрения находится в самой активной фазе, а это означает, что только часть филиалов банка «Возрождение» используют в своей работе новую АБС.

Таким образом, обобщенно схема информационного взаимодействия существующих АС схематично выглядит следующим образом (указать на слайд).

Как уже было сказано ранее, часть филиалов работают в старых АБС, которые являются локальными и, к сожалению, уже морально устарели, а другая часть работает в АБС нового образца. В основе концепции данных систем лежит разделение системы на два уровня - прикладную часть и системное ядро, также важной особенностью является централизованность систем.

Особняком в схеме стоит так называемая Корпоративная База Данных. Основное назначение КБД – хранение «слепка» операционного дня Банка. Именно на основе данных, находящихся в КБД формируется сводная обязательная отчетность, предоставляемая в ЦБ РФ.

В настоящее время в банке существует две технологии подготовки отчетности:

1. централизованная технология
Данная технология реализована без участия ответственных сотрудников филиала. Формирование отчетной формы выполняется в КБД в Головном офисе.

2. децентрализованная технология
По данной технологии филиал самостоятельно выполняет формирование отчетной формы на основании данных своей АБС.

Существование подобной схемы информационного взаимодействия, конечно, накладывает серьезный отпечаток, прежде всего, на процесс сопровождения существующих АС.

Поэтому одной из задач, поставленной в рамках аттестационной работы является выявление проблемных зоны в сопровождении существующих АС.

В рамках данной работы пойдет речь о сопровождении АС только с точки зрения реализации требований ЦБ РФ в части обязательной отчетности.

В настоящий время в связи с усилением контроля ЦБ РФ над деятельностью банков в России увеличивается количество отчетных форм и кроме того, повышается их сложность с точки зрения алгоритмизации. В связи с этим стали особо остро встала проблема с написанием технических требований к существующим АБС. Поэтому была поставлена задача выявить проблемные зоны в процессе подготовки технических требований, а также в управлении процессом реализации требований ЦБ РФ в существующих системах вообще.

Для того, чтобы максимально снизить риски влияния проблемных зон на процессы в целом, необходимо необходимо выполнить описание и формализацию процессов.

Таким образом, в качестве задач можно назвать:

1. Формализовать процесс подготовки технических требований на реализацию требований ЦБ РФ в существующих АС
2. Формализовать процесс управления требованиями к существующим АС
3. Формализовать процесс анализа существующих процессов и АС

Итак, с точки зрения подготовки обязательной отчетности в процессе сопровождения существующих АС наметились следующие проблемных зоны:

1. Отсутствие единой терминологии между участниками процесса
Как правило, это приводит к неверной постановке задачи и конечно в результате в АБС реализуется совсем другой функционал и алгоритм.
2. Невозможность полностью и корректно проанализировать существующие АС
Причиной является отсутствие менеджера соответствующей системы или ее модуля. Очень часто неполное знание тонкостей АБС приводит к трате времени на реализацию уже существующего функционала.
3. Отсутствие инструмента управления требованиями к АС
Следствием этой проблемной зоны является «пересечение» требований бизнес-подразделений или даже их взаимоисключение.

Итак, в рамках аттестационной работы была построена следующая функциональная модель подготовки технических требований. На основании модели были выявлены следующие проблемные зоны:

1. Неоднозначная интерпретация Указаний ЦБ участниками процесса.
2. Отсутствие четкого распределения ролей между бизнес подразделениями при постановке требований к АС
3. Отсутствие формализованной процедуры анализа существующих АС

Перейдем к процессу Управления реализацией требований ЦБ РФ в существующих АС. Функциональная модель этого процесса представлена на слайде 6. На основании данной модели так же были выделены проблемные зоны процесса:

1. Отсутствие формализованного процесса управления требованиями к существующим АС
2. Отсутствие четкого распределения ролей
3. Отсутствие возможности планирования работ по исполнению сформулированных и утвержденных Требований
4. Отсутствие формализованного процесса тестирования реализованного решения

Основные результаты, достигнутые в рамках аттестационной работы следующие:
Выявлены проблемные зоны и формализованы следующие процессы:

1. процесс подготовки технических требований на реализацию требований ЦБ РФ в существующих АС. Разработан проект регламента.
2. процесс анализа существующих процессов и систем автоматизации на соответствие требованиям ЦБ РФ. Разработана форма спецификации отчетной формы на основании анализа Указания ЦБ.
3. процесс управления реализацией требований ЦБ РФ. Разработан проект документа.
4. процесс тестирования готового решения. Разработан проект документа.

Copyright © 2009 Рыжкова С.В.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, весна 2009
Рубрика: 
Банки и фондовый рынок
Автор: 
Рыжкова С.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 8 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009