Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Создание открытой платформы для разработки обучающих материалов: бизнес-модель, план стратегического развития

Сурначев А.С.
выпускник группы MBA CIO 28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

   Целью данной аттестационной работы является создание бизнес-модели и стратегии развития нового проекта (предприятия). Данный проект предполагает создание технологической платформы для разработки электронных учебников нового поколения для средней школы. Разрабатываемые электронные учебники будут обладать искусственным интеллектом, помогающим ученикам быстро и качественно усваивать учебный материал. Проект основывается на многолетних исследованиях и разработках авторов в области технологий адаптивного обучения.

Предприятие, по сути, является стартапом, и в настоящее время находится между стадией идеи и стадией разработки четких дальнейших шагов — определения понятной бизнес-модели, плана работ по созданию продукта, стратегии выхода на рынок и дальнейшего развития.

«С чего начать стартап?» — вопрос, который возникает сразу после появления желания воплотить идею в жизнь. Отсутствие ответа на этот вопрос зачастую губит самые перспективные начинания. Бывший сотрудник компании Apple, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh, Гай Кавасаки одной из важнейших вещей, необходимых при старте любого предприятия считает именно будущую бизнес-модель: «Определите свою бизнес-модель. Какое бы дело вы ни открывали, вы должно четко представлять себе, как зарабатывать на нем деньги. Даже самые гениальные идея, технология, продукт, услуга — не жильцы без устойчивой бизнес-модели».

Стратегия — неотъемлемая часть правильной организации и логическое продолжение создания бизнес-модели. Стратегия пока еще редкое явление для российских компаний, но без нее бизнес во многом превращается в поиск черной кошки в темной комнате. План стратегического развития компании дает понимание не только цели предприятия и шагов, требующихся для ее достижения, но и возможность предусмотреть различные варианты развития бизнеса в зависимости от тех или иных внутренних или внешних факторов, а значит и вовремя сделать верный маневр.

Для создания плана стратегического развития требуется понимание специфики отрасли и рынка, умение определить ключевые тенденции и распознать влияющие макроэкономические факторы. В данной работе приводится стратегический анализ с использованием нескольких аналитических методов. Определить движущие силы и сегменты рынка, потребность и спрос, конкурентов и партнеров, технологические и социоэкономические тенденции — все это необходимые условия для наиболее успешного достижения поставленной цели.

Учитывая все входные данные, в аттестационной работе четыре основные сферы бизнеса (взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктура и финансовая эффективность компании) поделены на девять блоков, из которых и строится бизнес-модель:

  • каналы сбыта,
  • потребительские сегменты,
  • взаимоотношения с клиентами,
  • ключевые виды деятельности,
  • ключевые партнеры,
  • ключевые ресурсы,
  • структура издержек,
  • потоки поступления доходов.

Бизнес-модель проекта создания технологической платформы для разработки электронных учебников нового поколения является результатом серьезного анализа проблемы основного и дополнительного образования. К ключевым проблемам можно отнести такие как:

  • обычный учебник полезен только при наличии учителя,
  • при классно-урочной системе невозможно учесть различную скорость усвоения материала учениками,
  • 27% школьников занимаются у репетиторов и на платных курсах,
  • отсутствие фундаментальной модели процесса индивидуального обучения.

В центре модели находится ценностное предложение — адаптивное обучение, т.е. набор технологий, использующих искусственный интеллект в обучении и направленных на индивидуализацию обучения. Электронные учебники разработанные на такой основе будут динамически оценивать текущее состояние ученика и рекомендовать ему что делать дальше, чтобы достичь поставленные цели обучения наиболее эффективным образом, выполняя тем самым, функцию индивидуального «электронного учителя».

Вместе с проблемами образования наблюдаются основные тренды в данной сфере, а именно:

  • Около 75% учащихся (5 млн. человек) в России будут заниматься на платных курсах дополнительного образования.
  • Более 80% учеников средней школы планируют получать высшее образование. Это означает, что рынок услуг по внешкольному обучению и по подготовке к официальным тестам будет расширяться.
  • Более 85% современных школьников имеют дома компьютер, подключенный к Интернет. Это означает, что они смогут использовать новое поколение электронных учебников и пользоваться образовательными услугами, предоставляемыми через Интернет.
  • Рынок бумажных учебников России в настоящее время оценивается в 10-12 млрд. рублей в год. В ближайшие годы этот рынок будет сокращаться, а средства будут перетекать на рынок электронных учебников.

А это значит, что рынок требует новые образовательные ресурсы, он готов технологически к новому формату обучения и располагает значительным бюджетом.

Основным тезисом работы является демонстрация разработки стратегии существующего стартапа.

Гай Кавасаки. «Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины», пер. с англ. Е.Корюкиной. – М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. – с. 20.

Рубрика: 
Бизнес-процессы
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009