Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Методика управления проектами по разработке программного обеспечения

Николо В.А.
выпускник группы MBA CIO 28B
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Проекты по разработке заказного программного обеспечения, а также проекты по внедрению коробочных продуктов ведутся не первое десятилетие. За это время накоплен немалый опыт их реализации, разработано множество методологий, написаны сотни книг, но при этом большинство проектов сталкивается, по сути, с одними и теми же проблемами: в основном это либо непредвиденное увеличение стоимости проекта, либо задержки по срокам сдачи проекта в промышленную эксплуатацию. Причин возникновения данных проблем множество, иногда объективных, а иногда нет, но в большинстве случаев это:

  1. Ошибки в оценке предстоящего объема работ на этапе подготовки к проекту;
  2. Ошибки в стоимости реализации заявленных заказчиком требований;
  3. Нехватка или низкий уровень квалификации членов проектной команды подрядчика;
  4. Ошибки в руководстве проектом

и другие.

Способов решения выработано также множество, но какого-либо универсального способа, способного обеспечить успех если не всех, то хотя бы большинства проектов, пока, к сожалению, не существует.

Опыт нескольких серьезных проектов показывает, что вероятность успешного завершения проекта заметно повышается, если руководителем проекта будут решены как минимум следующие задачи:

  1. Правильно организована работа по сбору, анализу и оценке трудоемкости требований;
  2. Грамотно произведен расчет длительности и стоимости проекта;
  3. Обеспечен постоянный контроль над ходом реализации проекта.

Почему же руководители проектов зачастую не могут решить столь очевидные, всем хорошо известные задачи? Скорее всего, потому что, во-первых решение не всех этих задач зависит только от руководителя проекта, а во-вторых, те задачи, успешность решения которых зависит непосредственно от руководителя проекта, требует от него сочетания знаний и опыта в самых разных областях, а также специфических человеческих качеств.

Курсы, включенные в программу обучения в АНХ по программе MBA CIO, в особенности такие как «Управление проектами», «Основы менеджмента» и «Основы стратегического менеджмента», дают серьезную теоретическую основу в области управления, которая может развить соответствующие компетенции.

Тем не менее, задача по расчету длительности и стоимости проекта все еще остается актуальной.

Значительное количество книг и материалов в Интернете посвящены теоретическим исследованиям проблем, связанных с оценкой стоимости проектов. Однако особенности оценки стоимости изучены недостаточно полно и, прежде всего, это касается выводов, имеющих практическое значение в современных условиях.

При решении данной задачи особое значение имеет этап предпроектной подготовки, на котором руководителем проекта должен быть решен ряд очень важных организационных, технических, финансовых и других задач. Немаловажную роль в этом процессе играют коммуникативные навыки как аккаунт-менеджера, руководителя проекта, так и других членов проектной команды. Курсы «Искусство ведения переговоров» и «Психология управления людьми в организации», пройденные в процессе обучения в АНХ, предоставили мне как руководителю проектов, набор конкретных подходов, методик и инструментов, которые уже активно использую в своей повседневной деятельности.

Актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования. Целью настоящей дипломной работы является разработка методики расчета стоимости проектов по разработке программного обеспечения, либо внедрению коробочных продуктов. Методика в целом является универсальной для проектов любого уровня, любым составом его участников, а также любого этапа развития проекта, будь то начальный этап пресейла, либо этап подготовки договоров.

Информационной базой исследования послужили как общепризнанные стандарты по управлению проектами, такие как РМВоК, так и методики, используемые различными компаниями, такими как Oracle, Bell Integrator, EPAM Systems. Существенная часть информации получена путем анализа подходов к стоимостной оценке проектов, практикуемых другими руководителями проектов.

Рассматриваемая методика оценки стоимости основана на 4-х основных объектах:

  1. Требования;
  2. Ресурсы;
  3. Календарный план проекта;
  4. Ресурсный план проекта.

Для определения стоимости работ по реализации проекта необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Сбор и согласование требований с заказчиком;
  2. Оценка трудоемкости разработки требований;
  3. Разработка календарного плана проекта;
  4. Разработка ресурсного плана проекта;
  5. Расчет стоимости проекта.

Уникальность методики по сравнению с другими заключается в подходе к расчету стоимости. Основные принципы данной методики:

  1. Все члены проектной команды, деятельность которых должна оплачиваться заказчиком, должны быть отнесены к одной из следующих функциональных ролей:
  2. Бизнес-анализ
  3. Дизайн
  4. Разработка
  5. Тестирование
  6. Развертывание
  7. Документирование
  8. Управление
  9. Для каждой функциональной роли рассчитывается коэффициент отношения трудоемкости всех членов команды, входящих в данную роль, по отношению к функциональной роли «Разработка» на основании ресурсного плана на рассчитываемый период времени согласно календарному плану проекта.
  10. Ставки всех членов команды проекта должны соотноситься с реальными затратами компании на содержание конкретных сотрудников. Выражается это в том, что размер ставки должен зависеть от должности сотрудника, его уровня квалификации, а также региона, в котором сотрудник живет и работает в случае географически распределенного состава команды проекта.
  11. При расчете стоимости проекта принимаются в расчет следующие величины:
  12. Оценка трудоемкости, предоставленная ответственным техническим специалистом (экспертом), либо группой экспертов;
  13. Риски реализации каждого требования – %  по отношению к оцененной трудоемкости разработки;
  14. Устранение дефектов (отладка) программного кода в ходе этапа разработки – %  по отношению к оцененной трудоемкости разработки.
  15. Задачи, не связанные непосредственно с реализацией требований (встречи, обсуждения, чтение почты, написание писем и т.п.) – %  по отношению к оцененной трудоемкости разработки.
  16. Период стабилизации полностью разработанных требований.
  17. Анализ требований.
  18. Дизайн решения.
  19. Тестирование.
  20. Развертывание приложения в тестовой или производственной среде.
  21. Управление проектом.

Методика применяется для расчета только стоимости работ. Затраты, например, на приобретение аппаратного обеспечения, лицензий, дополнительного ПО и т.п. не учитываются.

Таким образом, предложенная в настоящей дипломной работе, методика предоставляет руководителям проектов, а также руководству компаний, предоставляющих консалтинговые услуги по реализации ИТ-проектов, инструмент, позволяющий просто, быстро и с высокой точностью производить оценку стоимости большинства ИТ-проектов, в первую очередь связанных с разработкой программного обеспечения, либо внедрением коробочных продуктов.

Рубрика: 
Управление проектами
Ваша оценка: Пусто Средняя: 7 (4 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009