Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Концепция ИТ-поддержки процессов налогового администрирования в условиях централизации информационных ресурсов ФНС России
Асадулаев В.Ю.
выпускник группы MBA CIO 28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В правительственном документе "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" совершенствование налогового администрирования называется одним из приоритетных направлений налоговой политики государства, источником дополнительных поступлений в бюджетную систему. Без комплексной модернизации налоговых органов поставленная задача обеспечения максимально возможного сбора налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, представляется не решаемой.
Одним из ключевых факторов повышения результативности работы службы руководство ФНС России определяет эффективность поддержки процессов налогового администрирования со стороны информационных технологий. Следующим шагом на этом пути становится принятие первым лицом ведомства стратегического решения об инвестировании в принципиально новую автоматизированную информационную систему (АИС Налог - 3), решения, основанного на понимании того, что для реализации поставленных государством задач налоговая служба должна стать сервисной службой, деятельность которой строится на партнерских взаимоотношениях с налогоплательщиками. При этом задачей информационного менеджмента становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.
Архитектура действующей автоматизированной информационной системы ФНС России сформирована более 10 лет назад и повторяет трехуровневую структуру ФНС России (ИФНС – УФНС по субъектам РФ – ЦА ФНС). Часть информации со временем была перенесена в Федеральный центр обработки данных (ФЦОД), на ее основе были созданы федеральные информационные ресурсы (ФИР), что позволило ведомству внедрить более двадцати электронных сервисов, которые в настоящее время широко используются налогоплательщиками.
Однако, нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время претерпевает значительные изменения (лишь некоторые из них: консолидированные группы налогоплательщиков, взаимозависимые лица при трансфертном ценообразовании, новая концепция планирования выездных проверок, введение имущественного налога, предоставление инвестиционного налогового кредита), что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Риски потери, дублирования, искажения информации, в том числе, касающейся персональных данных налогоплательщиков и налоговой тайны, увеличиваются с появлением каждой новой задачи, так как существующая архитектура информационных систем и технологическая инфраструктура не соответствуют новым требованиям налогового администрирования.
Анализ вариантов реализации АИС Налог – 3, как информационной системы, удовлетворяющей современному уровню налогового администрирования, и с учетом перспектив его дальнейшего развития, показал, что предпочтительным является архитектурное решение, основанное на централизации всех информационных ресурсов в Федеральном хранилище данных (ФХД). Взаимодействие основных компонентов прикладной архитектуры (верхнего уровня) строится через ФХД и представлено на рисунке.
Федеральное хранилище данных является ядром АИС Налог – 3 и представляет собой логически целостное хранилище полной, непротиворечивой, очищенной, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для обеспечения налогового администрирования и исполнения налогового законодательства. При этом хранилище состоит из двух сегментов: транзакционного(OLTP) и аналитического(OLAP) сегментов; передача данных из транзакционного в аналитический сегмент осуществляется посредством ETL.
Автоматизация процессов налогового администрирования в новой архитектуре (подсистемы налогового администрирования) потребовала проведение реинжиниринга бизнес-процессов ведомства. В результате были выделены функции, требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и налогоплательщиками, которые выполняются на уровне налоговых органов(интерактивные сервисы), и функции «налогового автомата», которые должны быть перенесены в ЦОДы.
Подсистемы внешнего взаимодействия обеспечивают единую точку входа как для решения задач по предоставлению информации государственным и муниципальным органами власти через систему межведомственного электронного взаимодействия(СМЭВ) и портал госуслуг, так и для развития таких сервисов, как «Личный кабинет», который позволит перенести все предусмотренные законодательством виды взаимодействия с ФНС России в электронный вид и обеспечит налогоплательщиков удобным и оперативным инструментом контроля за состоянием своих налоговых обязательств. При этом существенно снижается нагрузка на налоговые органы.
Информационно-аналитические подсистемы(приложения) строятся на агрегированных данных аналитического сегмента ФХД и предназначены для решения задач по анализу, моделированию и прогнозированию тех или иных показателей деятельности налоговых органов, оценки эффективности работы отдельных организационных единиц ведомства на основе KPI, предоставления комплексной информации по налогоплательщику, выявлению взаимосвязей между налогоплательщиками, классификации налогоплательщиков по заданным критериям на основании всей имеющейся информации.
Для каждой из компонент целевой архитектуры АИС Налог – 3 на основе разработанной методики был произведен выбор программно-технологической платформы. Так, например, для транзакционного сегмента в качестве машины базы данных была выбрана Exadata, для аналитического сегмента тесты показали преимущество Teradata, обеспечивающую подсистему «Электронный архив» планируется построить на IBM FileNet, а информационно-аналитические подсистемы на платформе «Прогноз» 7.
Объемность проекта, сжатые сроки реализации (планируемый срок ввода в эксплуатацию – 01.01.2014), большое количество вендоров и фирм-субподрядчиков, потребовало создание в рамках ГНИВЦ ФНС России специализированного Центра управления проектами, руководителями проектов которого ведется управление более чем двадцати проектами, сгруппированных в пять портфелей (см. рисунок).
Переход на новую централизованную технологию налогового администрирования предлагается осуществить методом «большого взрыва», то есть единовременно по всей стране, чтобы избежать необходимости реализации механизмов обмена информацией между системами.
Среди многочисленных эффектов, ожидаемых от внедрения АИС «Налог-3», можно выделить социальные: снижение потенциальной коррупционности процессов налогового администрирования на всех уровнях управления ФНС России, повышение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, снижение общего уровня налоговых нарушений в стране.
- Войдите на сайт для отправки комментариев