Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Комплекс мероприятий по изменению ИТ Департамента в условиях резкого скачка в развитии бизнеса

Бабич И.П.
Выпускник группы MBA CIO 44
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Введение

В последнее время политика России направлена на увеличение мощностной составляющей Российской Армии, в связи с этим растет и потребность в различных аппаратно-программных комплексах, призванных автоматизировать процессы охраны объектов инфраструктуры, коммуникации и взаимодействия между подразделениями и частями. Следствием данного спроса явилось появление на рынке компаний по разработке данных программно-аппаратных комплексов различной величины и направленности.

Объект исследования

Объектом исследования дипломной работы стала компания «ССС», численность сотрудников в которой равнялась 100, при этом текучка кадров в компании была минимальна.Компания занимается небольшими проектами в сфере комплектования учебных классов кадетских школ, создания небольших ЦОДов. Также в компании имеется Департамент разработки программного обеспечения с зарытым сегментом сети и своим обслуживающим ИТ персоналом, данный департамент занимается разработкой коммуникационного ПО для нужд Министерства Обороны РФ. Департамент ИТ компании представлен двумя системными администраторами без начальника. Регламентной базы нет, все поступающие заявки решаются силами двух сотрудников, аутсорсинга ИТ услуг также нет.

Постановка проблемы

Компания «ССС» выиграла крупный многолетний контракт на разработку аппаратно-программного комплекса по защите объектов инфраструктуры Министерства Обороны РФ. Для исполнения данного заказа в срочном порядке был начат подбор обслуживающего персонала и создание территориальных представительств компании в регионах. Данные изменения несомненно должны были отразиться на функциональности и жизни ИТ Департамента в целом. Сотрудники ИТ Департамента, которых на момент заключения контракта было всего двое, начали работать в постоянном авральном режиме, количество переработанных часов в день начало приближаться к критической отметке. Увеличение количества сотрудников повлекло за собой увеличение количества заявок при отсутствии службы технической поддержки как таковой. В данной ситуации невозможно было дать объективную оценку деятельности ИТ Департамента, так как количественные показатели проделанной работы никак не регистрировались и не документировались. Также с увеличением сотрудников в головном офисе и филиальной сети появились проблемы с закупкой и учетом оборудования, местными телекоммуникационными провайдерами. В дипломной работе описывается разработка и применение комплекса мероприятий по изменению ИТ Департамента компании в условиях резкого скачка в развитии бизнеса.

Основные цели и методология проекта

За основу выполнения проекта взята методология ITILв разрезе жизненного цикла ИТ услуги, который делится на пять стадий:

  • Стратегия
  • Проектирование
  • Преобразование
  • Эксплуатация
  • Постоянное совершенствование
  •  

    Целями данного проекта являются:

  • Распределение ответственности в команде и понимание взаимосвязей всех подразделений. Так, например, отдел продаж не может жить отдельно от ИТ-службы, поскольку является пользователем услуг и информации, которая обеспечивается ИТ. Плюс ко всему, внутри самой команды ИТ-службы также стоит чётко распределять обязанности — это обеспечит скоординированность действий.
  • Рост внимательности и ответственности. В случае, если персоналу известно о непрерывном мониторинге и периодическом ИТ-аудите, многих инцидентов удаётся избежать, поскольку пользователю становится очевидно, что любые ухищрения будут выявлены.
  • Рост скорости реакции на проблемы. Если в компании существует система тикетов и заявок, то эффективность обслуживания внутренних заказчиков значительно повышается, а скорость решения проблемы контролируется самим инициатором заявки.
  • Простота и прозрачность выявления проблем. Система работы с инцидентами в сочетании с программным обеспечением, позволяющим осуществлять мониторинг сети, помогает быстро устанавливать причину возникновения проблемы и объекты, задействованные в проблеме. А, значит, получать достоверные сведения для поиска решения.
  • Упрощение утилизации ресурсов. Системные администраторы и инженеры с помощью специальных программ могут удалённо устанавливать физически и морально устаревшее программное и аппаратное обеспечение и либо обновлять его, либо заменять новым. При этом возможно осуществлять планирование замены элементов ИТ-инфраструктуры, а это — гарантия стабильной работы сотрудников без внезапных простоев.


  • Своя выгода от использования принципов перечисленных методологий есть и у руководства компании. Прежде всего, это аспект экономии и планирования.



     

  • Управление лицензиями ПО, проверка наличия свободных лицензий — одна из ощутимых статей экономии на ИТ-инфраструктуре. Установление профиля использования лицензий помогает скорректировать объём закупаемых или арендуемых продуктов, перераспределить ПО по реальным потребностям. Классический пример: отдел продаж из 7 человек, трое из которых постоянно «в полях», а ещё один — выгружает данные раз в месяц для анализа. В отделе семь лицензий CRM, а можно было бы обойтись пятью. Такая же история повторяется и в отделах логистики и дизайна, где установлено и нередко простаивает дорогостоящее ПО.
  • Регламентированный порядок работы внутри ИТ-службы уменьшает количество сорванных сроков и нереализованных проектов.
  • Понимание текущего среза аппаратного и программного обеспечения в компании позволяет обоснованно составлять бюджет на приобретение ИТ-активов, быстро и точно оценивать потребности компании в модернизации ИТ-инфраструктуры.
  • Точное понимание особенностей организации ИТ-инфраструктуры помогает оптимизировать соотношение капитальных и операционных расходов. Например, делая выбор в пользу аренды ПО по модели SaaS или использования виртуальных вычислительных мощностей в облаке
  • Реализация проекта

    Исходя проблематики вопроса, проект по изменению ИТ Департамента был разделен на основные вехи:

  • Разработка последовательности действий, утверждение у руководства
  • Аудит имеющейся инфраструктуры компании, стандартизация рабочих мест с учетом грейда сотрудников
  • Изменение штатного расписания ИТ Департамента, аргументация набора сотрудников исходя из матрицы компетенций
  • Внедрение автоматизированной системы, включающей в себя подсистемы управления заявками, инцидентами, базу знаний,  а также подсистемы инвентаризации и управления конфигурациями
  • Регламентация основных процессов ИТ Департамента, регламентация процессов взаимодействия с другими подразделениями компании
  • Построение системы КПЭ, проведение оценки удовлетворенности качеством обслуживания
  • В виду приведенных выше пунктов в ИТ Департаменте компании был проведен аудит, закуплено новое оборудование для обеспечения возросших потребностей бизнеса. Также была внедрена система ServiceDeskAdventnetManageEngineServiceDeskPlus, отвечающая потребностям проекта, а также созданная исходя из практик ITILи стандарта управления и обслуживания ИТ сервисов ISO 20000. Также были написаны регламенты по основным процессам, происходящим как внутри ИТ Департамента так и направленным на взаимодействие с другими подразделениями, такие как регламент по процессу техподдержки пользователей, регламент стандартизации закупки оборудования для сотрудников, регламент обучения сотрудников ИТ Департамента и т.д.

     

    Заключение

    Благодаря описанному в дипломной работе комплексу мероприятий Департамент ИТ стал соответствовать уровню компании, отвечать требованиям руководства компании.

    Описанный в дипломе комплекс мероприятий подходит как для конкретного случая, так и для организации ИТ Департамента в новой структуре (дочернее предприятие, новая компания и т.д.), а значит является достаточно гибким и будет полезен во всех областях бизнеса. Данная работа будет полезна владельцам бизнеса, генеральным директорам, CIO/CTO.

    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009