Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Стратегия сорсинга ИТ в организации. Многофакторный анализ, выбор, подготовка и защита

Молотков Д.В.

Выпускник группы MBA CIO-56А

Школа IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

Введение

Сорсинг ИТ в организации – управленческая задача, которая отвечает на вопрос – где должно быть ИТ – внутри или за пределами организации. Данная тематика актуальна в любом направлении бизнеса. И вместе с тем качественно использовать инструменты сорсингового маневра может далеко не каждая компания. Аутсориснг, инсорсинг, а также их комбинации могут дать положительную динамику как в финансовых, так и в качественных показателях компании. Эффект может быть достижим как в короткой, так и в долгосрочной перспективе.

В случае компаний, где ИТ не является бизнес-подразделением, приносящим выручку, достаточно сложно получить необходимые инвестиции на развитие ИТ команды. ИТ в этом случае считается операционным грузом затрат для поддержки текущих бизнес-операций. В этом случае бизнес и ИТ работают не вместе, а против друг друга. Бизнес требует оптимизации затрат, ИТ ухудшает сервис и понижает лояльность клиента. Для того, чтобы "переманить" бизнес на сторону ИТ необходимо доказать бизнесу каким образом ИТ может положительно влиять на финансовые показатели Компании.

Основная часть

Основной целью данной работы является выработка подхода к формированию и защите сорсинговой стратегии для не ИТ компаний. Переход от ИТ в качестве «подносчика снарядов» к стратегическому партнерству. На примере объекта исследования применить данный подход и сделать предложение по изменению структуры деятельности ИТ подразделений компании.

Объектом исследований данной работы является текущий работодатель автора – крупная федеральная сеть магазинов, продуктовый ритейлер, входящий в ТОП-4 по объему оборота денежных средств. Компания представляет из себя структуру юридических лиц, которые разделены по нескольким дивизионам (товарным маркам и форматам).

В работе рассмотрены понятие и сущность сорсинговых моделей, предпосылки для анализа и выбора, вопросы подготовки к реализации и повышению эффективности ИТ с учётом бизнес стратегии.

В данной работе проведено исследование текущего состояния бизнеса, ИТ-периметра, сформированного для осуществления бизнес-процессов в сфере торговли. Проведена оценка текущего состояния ИТ подразделений, а также оценка работы дочерней сервисной компании (разработчика ПО) за 2 года её существования. Проведен анализ конкурентов на рынке ритейла, в том числе сравнительный анализ затрат на ИТ и динамика показателей роста.

  • Относительные затраты на ИТ (% по отношению к выручке) в компании ниже, чем у основных конкурентов
  • Существует тенденция к сокращению затрат на ИТ, при этом конкуренты увеличивают инвестиции в перспективные ИТ технологии.

Сформулированы основные проблемы и перспективы в деятельности компании при текущей структуре деятельности. Выявлены проблемы в деятельности сервисной компании:

  1. Сервисная компания на 100% кэптивная. Отсутствуют планы по выходу на "внешний" рынок в качестве провайдера сервиса.
  2. Отсутствует контроль эффективности использования результатов разработки (часть разработок остаются не использованными).
  3. В компании отсутствует экспертиза по трендовым направлениям развития ИТ технологий. Разработчики заняты мелкими доработками текущего операционного контура.
  4. Ключевые ИТ системы в развитии являются технологически неактуальными по отношению к рынку.
  5. Экспертиза в части разработки невысокая. Сложные задачи передаются на выполнение партнёру.
  6. В компании отсутствует продукт, который может быть интересен внешнему рынку.

Кроме этого ИТ не проявляет себя как партнер для бизнеса, а сфокусирован на реализации текущих задач, сформулированных бизнес подразделениями.

По результатам проведенного анализа предложены этапы для реализации перехода ИТ от деятельности в формате обслуживания текущих запросов бизнеса к партнерству и работе "на опережение":

  • Маркетинговые исследования рынка.
  • Составление РТК (расчетно-технологических карт) сервисов.
  • Оценка потенциала оптимизации ресурсов на поддержку сервисов, для выделения ресурса на создание продукта.
  • Согласование направления деятельности по созданию и развитию продукта с топ-менеджментом компании.
  • Получение инвестиций на дополнительные ресурсы.
  • План вывода ИТ-продукта на рынок.

На основе предложенного плана проведен многофакторный анализ, необходимый для выбора оптимального ИТ-продукта, а также технологий его реализации, способствующих достижению цели по выходу на внешний рынок. Для этого:

  • Проведен анализ текущих стратегических инициатив/проектов компании как краткосрочных целей создания ИТ-продукта
  • Проведены маркетинговые исследования рынка потребностей в ИТ на основе крупной торговой онлайн площадки потребителей России.
  • Проанализированы тренды развития технологий ИТ в 2019 году и Хайп цикл технологий на основе авторитетного консалтингового агентства Гартнер.
  • Проведена оценка потребности в продукте со стороны основных конкурентов компании.

По результатам анализа сформированы предложения по выводу на рынок востребованного ИТ-продукта, который позволит реализовать стратегические инициативы, придаст деятельности ИТ инновационный скачек и позволит сервисной компании выйти на внешний рынок. Сформулированы требования к составу продуктовой команды и вехи плана готовности продукта.

Заключение

В качестве резюме к работе можно заключить, что исследования объекта были проведены на базе методических изданий по тематике аутсорсинга как со стороны сервис-провайдера, так и заказчика. Практические результаты получены в полном соответствии со стратегией компании и внешними рыночными факторами среды. Результаты соответствуют поставленной задаче, а подход может быть использован в крупных и средних организациях, находящихся на аналогичной стадии жизненного цикла организации и зрелости ИТ подразделений.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009