Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Как построить бизнес-процесс развития ИТ в крупном Банке - практическое руководство

Как объект исследования  выбран вопрос применения процессного управления в области предоставления услуг по развитию информационных технологий в банковской деятельности. Высокая конкуренция в этой отрасли, в связи с развитием рынка банковских продуктов, насыщением рынка и другими аспектами, приводит к необходимости использования прогрессивных методов управления, обеспечивающих качество предоставляемых услуг, высокие темпы вывода новых продуктов при приемлемом уровне затрат.

Исторически работа крупных банков сопряжена с высокой степенью зависимости от информационных технологий. Для обеспечения надежности разрабатываемых технологий банки часто привлекают специалистов по развитию ИТ в свой штат со всеми вытекающими последствиями в условиях отсутствия внутренней конкуренции. В качестве решения проблемы повышения эффективности и результативности процесса развития ИТ предлагается создание условий для  его существования в качестве бизнес-процесса.

В настоящее время любая компания, будь то небольшая производственная или даже торговая компания или крупный холдинг, заинтересована в получении прибыли и уменьшении издержек. Важную роль в жизнедеятельности такой компании играют информационные технологии и способы их развития. Увеличение потребностей в развитии ИТ обуславливает создание целых проектов и программ (в зависимости от специфики изменений). Как и любые другие проекты, управление развитием ИТ подчиняется все тем же правилам в разрезе существующих методологий управления проектами. При этом управление проектами является базой для применения всех современных технологий управления. Акцент делается на управлении деятельностью развития ИТ как процессом, при чем не просто процессом, а бизнес-процессом – с целью улучшения его эффективности и результативности. Таким образом, цель данной дипломной работы – дать рекомендации тем банкам, которые намерены сделать развитие ИТ бизнес-процессом. В исследовании также приведен сравнительный анализ преимуществ бизнес-процесса над сервисным, приведены причины, по которым процесс развития ИТ в Банке не всегда может стать бизнес-процессом, а также рекомендации, как изменить эту ситуацию или хотя бы приблизиться к максимально эффективному существованию процесса.

Данная работа не рассматривает конкретных прорывных технологий или предложений об инициативах в области продуктов и услуг в силу ограниченности объема работы и невозможности рассмотреть все возможные способы. Если читатель заинтересован узнать о том, как потребительское поведение и информационные технологии могут изменить будущее услуг в финансовом секторе, каким образом вообще банки могут процветать в современном мире высоких технологий  – рекомендуется обратиться к специальной литературе на эту тему. Автор данной работы предлагает начать с прочтения книги "Банк 2.0", предсказывающей завершение эпохи традиционного банкинга – работа Бретта Кинга рассказывает, каким образом меняется потребительское поведение, происходят эволюции банковских отделений, по какой причине исчезает бумажный документооборот, что заменит кошелек и о многом другом. О чем же повествует исследование настоящей дипломной работы? Небольшой экскурс по частям предложен далее.

Во вводной части дипломной работы автор дипломной работы предлагает познакомиться с кратким обзором существующих тенденций развития ИТ в банках, о чем повествует процессный подход, а также экскурсом по современным методологиям в части управления проектами.  Еще пятьдесят лет назад все банковские операции совершались на бумаге буквально за стенкой от клиентов, а за последнее десятилетие банки перешли на электронные каналы передачи данных, большинство операций можно совершать через интернет, а мобильный банкинг и вовсе станет нормой жизни. При этом любой Банк все еще задается вопросом о том, каким образом еще можно конкурировать между собой, а также со всеми существующими платежными системами и телекомами. Каким должен быть подход к развитию ИТ, чтобы достичь этого?

В качестве ответа на вопрос, что необходимо сделать Банкам, чтобы эффективнее использовать ИТ, предлагается проанализировать возможность перехода на процессное управление, а также пойти путем применения современных методик управлениями проектами, тем более, что многие компании уже вовсю пользуются достижениями новейших разработок в этом направлении. В частности автор дипломной работы предлагает остановиться на теории ограничений, разработанной Э. Голдраттом, с целью сведения к минимуму последствий от возрастающих неконтролируемых требований (не всегда в конечном итоге приводящих к росту прибыли для банка) и максимизации эффективности процесса развития ИТ в общем.

Методологическая часть позволяет нам подробнее познакомиться  с основными постулатами теории ограничений, соответствующими подходами, методами и инструментарием для управления отдельными проектами, а также портфелем проектов. Отдельно не рассматривается процесс логического мышления, т. к. данная тема заслуживает собственного комплексного исследования и практического использования, в зависимости от конкретной ситуации в компании.

Задачами практической части являются подробный анализ применительно к условиям существования ИТ в банке и их развития с точки зрения процессного подхода.

Данная часть работы формализует непосредственное описание проблемы, связанной с недостаточной эффективностью традиционных подходов к развитию ИТ, в качестве решения которой избран переход на процессный подход, соответствующее вовлечение всевозможных ресурсов и понимание такой необходимости на уровне руководства, а также практическое использование прогрессивных методов на примере инструментов теории ограничений Голдратта.

Также в рамках практической части последовательно выявляются ценности, которые привносят ИТ в Банк, определяются цели развития ИТ и идеальные условия для создания бизнес-процесса. В ходе работы предлагаются исследования на примере наиболее типичной ситуации (исходя из опыта автора исследования) для построения  календарно-ресурсного плана по портфелю проектов в условиях единого пула ресурсов. При этом выявлено соответствия текущей ситуации условиям функционирования бизнес-процесса,  непосредственно сформулированы рекомендации относительно того, как организовать деятельность по развитию ИТ в виде бизнес-процесса. Основное внимание уделяется разработке пошаговой концепции для реализации мероприятий по улучшению существующих практик. Важную роль при переходе на процессную модель  играют непосредственные изменения в сознании руководства и исполнителей и практическом использовании теории ограничений при планировании работ, что подразумевает уход от многозадачности, обозначение приоритетов и следование им при реализации сформированных планов.

Представленный в данной работе конкретный алгоритм заостряет внимание на осознанной потребности, согласованной со стратегическим видением компании. Также подчеркивается необходимость формировать и корректировать производственные планы на ближайший квартал и год, исходя из доступности ресурсов (в частности стратегических). Очень важно при этом рассчитывать предполагаемое влияние реализации тех или иных проектов на основе найденных показателей возврата от инвестиций в развитие (по максимальной ценности или рангу проекта в общем портфеле). При этом ограничение предлагается определить на основе ролей и компетенций существующего пула ресурсов, а также характера их деятельности. Исходя из доступности стратегического ресурса, принимаются соответствующие меры, предполагающие укрепление доверительных взаимоотношений заказчиками и исполнителями в части выравнивания ожиданий по приоритетам и срокам. Фокусирование на общих целях и  приоритетных задачах, а также (при соблюдении всех предпосылок) грамотное планирование работ, исходя из доступности ресурсов, являются прямым основанием для выполнения всех значимых проектов в срок и в рамках заявленных бюджетов (с пользой для эффективности бизнеса).  

Исследование в целом может использоваться как практическое руководство  для улучшения эффективности и результативности процесса по развитию ИТ, в частности за счет планирования работ нетрадиционным методом, повышения уровня осознанной ответственности за результаты деятельности совместных усилий Бизнеса и ИТ-специалистов в области развития ИТ, которые в конечном итоге сказываются на создании общих конкурентных преимуществ для Банка.  

Результаты проведенной работы могут быть полезны руководителям ИТ-подразделений Банков, проектных офисов по развитию ИТ в Банках, а также рядовых руководителей проектов, желающих повысить эффективность своей деятельности в области управления проектами по развитию ИТ.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009