Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка архитектурной концепции развития аналитических сервисов предприятия

Кочерыгин Н.А.  

выпускник группы MBA CIO-48

Школы IT-менеджмента 

РАНХиГС при Президенте РФ

Современный средний и крупный бизнес как правило зависит от эффективности собственных информационных технологий. То есть тех технологий, которые применяются внутри предприятия. В некоторых случаях такая зависимость критичная. То есть от эффективности ИТ напрямую зависит жизнеспособность бизнеса. Примером здесь могут послужить такие отрасли как телекоммуникации, банковское дело, страхование, логистика и многие другие. Чтобы не потерять такой бизнес, необходимо уметь эффективно управлять своими информационными технологиями.

Поэтому тема управления архитектурой предприятия становитсяособенно актуальной. Отметим основные болевые точки, с которыми должен работать процесс управления архитектурой предприятия:

1)     Невозможно эффективно управлять тем, что плохо или совсем никак не документировано.

2)     Свойственный для средних и крупных предприятий «зоопарк информационных систем».

3)     Растущая зависимость бизнеса от надёжности поддерживающих основной бизнес информационных систем и собственно самой внутренней ИТ–инфраструктуры.

4)     Драматически выросшая за последнее десятилетие потребность в гибкости.

5)     Потребность в снижении стоимости владения информационными технологиями.

6)     Потребность в устранении «информационного разрыва» между бизнес-процессами и поддерживающей их ИТ-архитектурой.

7)         Распределённость бизнеса по географии, включая транснациональные компании.

8)         Разнопрофильность бизнеса: группы компаний, глобальные корпорации, холдинги.

9)         Потребность в выравнивании ИТ-ландшафта после слияний и поглощений, в результате которых случаются наследования ИТ-систем и инфраструктуры.

Наличие всей этой проблематики вынуждает как бизнес-руководителей, так и ИТ-лидеров задаваться вопросами и искать пути их решения через процесс управления архитектурой предприятия. Архитектура предприятия – это стратегическая, информационная и имущественная основа, включающая:

·        Архитектуру, объективно существующую в настоящее время («как есть сейчас»)

·        Целевую архитектуру (целевое состояние, то есть «как должно быть»)

·        План перехода от текущей архитектуры к целевой

При этом Архитектура предприятия описывает:

·        Миссию предприятия

·        Информацию, необходимую для реализации миссии

·        Технологии, необходимые для реализации миссии

·        Процессы преобразования, необходимые для внедрения новых технологий в ответ на изменяющиеся потребности мисси

Цель работы - разработать архитектурную концепцию развития функционала анализа данных и предоставления отчётности в ПАО «Сбербанк».

Архитектурная концепция – это артефакт процесса управления архитектурой предприятия, который применяется для определённой функциональной области.

Аналитические сервисы – это такие ИТ-сервисы, которые предоставляют потребителям аналитические данные и знания в специальных форматах и в соответствии с оговоренным регламентом. Общие примеры: исследования данных, поиск знаний, проверка гипотез, моделирование по различным алгоритмам, прогнозирование показателей и событий. Потребителями таких сервисов могут выступать как клиенты предприятия (внешние клиенты), так и внутренние подразделения и роли (внутренние клиенты).

Под термин аналитические сервисы также попадает и различная отчётность. Включая операционную, управленческую, аналитическую и регуляторную.

В этой работе были получены следующие результаты:

1)     Выявлены и сформулированы те предпосылки, которые сложились в ПАО «Сбербанк» и стали триггером для модернизации целевой архитектуры аналитических сервисов:

·       Сегодня Сбербанк реализует единую технологическую Платформу, которая отвечает самым современным требованиям.

·       В рамках технологической Платформы Сбербанка реализуются универсальный конструктор для создания бизнес-приложений с применением лучших технологий и единая централизованная система автоматизации обслуживания клиентов во всех каналах

·       Сбербанк разрабатывает свою собственную Корпоративная модель данных

·       Agile – целевой подход разработки программного обеспечения в Сбербанке

·       Зрелость Big Data открывает новые возможности по монетизации данных

·       Потребность в аналитике по внешним данным

2)      Сформулированы назначение и функции для области аналитических сервисов:

·       Предоставление информации для поддержки принятия управленческих решений и анализа различных показателей деятельности Банка/Группы (аналитическая и управленческая отчетность, комплаенс-аналитика и отчётность, прогнозирование, управление мотивацией персонала)

·       Подготовка данных, которые применяются в фронт/миддл/бэк системах (кампании вторичных продаж, противодействие отмыванию доходов и другие)

·       Подготовка регуляторной и налоговой отчётности

·       Разработка, валидация и хранение метаописаний моделей, которые применяются в промышленных системах (репозиторий моделей, модели детектирования фрода, стратегия, риск-аналитика и другие)

·       Исполнение моделей в пакетном режиме (offline, по многим объектам)

·       Поиск знаний, проверка гипотез

·       Поддержка получения единой картины качества данных на уровне Группы

·       Хранение архивов Платформы, АС, выводимых АС и внешних данных

3)      Сформулированы верхнеуровневые входящие требования в части использования моделей данных, классов критичности для функционала, а также требования по информационной безопасности.

4)      Разработана карта аналитических сервисов Сбербанка в разрезе бизнес блоков. В этой карте перечислены те аналитические и отчётные сервисы, которые востребованы разными подразделениями в бизнесе.

5)      Разработаны стандарты на программное обеспечение. Эти стандарты сгруппированы в следующие пять типов:

6)      На основе входящих требований и с учётом выработанных стандартов на ПО была разработана непосредственно архитектура аналитических систем, которые совместно и реализует требуемые аналитические сервисы. Всего таких систем было выделено 20.

7)     Для каждой аналитической системы были сформулированы назначения и функции. Это критично важно в процессе архитектурного контроля. Так как такой сформулированный реестр помогает корпоративным архитектором управлять распределением вновь разрабатываемого функционала по системам. Также это помогает архитектором не допускать дублирования одинакового функционала в нескольких системах.

8)     Разработан реестр общих архитектурных требований к аналитическим сервисам. Этот реестр уточняет и дополняет требования к автоматизированным системам и архитектурным диаграммам. Сейчас эти требования используются в процессах производства нового ПО в Сбербанке с пометкой «Обязательно к исполнению».

9)     После разработки целевой архитектуры было проведено её сравнение с текущей. В результате этого сравнения были выявлены «архитектурные гэпы» - то есть те разрывы, которые надо устранить, чтобы достичь целевого состояния. На основе этого реестра были поставлены задачи в специальное подразделение, которое занимается в Сбербанке задачами исследований новых технологий (R&D).

10)     Был расширен стандарт Сбербанка на техническую архитектуру – в этот стандарт был добавлен технологический стек для Hadoop.

В качестве рекомендаций перечислю те факторы, которые позволили мне добиться успеха в утверждении своей работы на коллегиальном органе Сбербанка:

·        Было проведено много встреч с рабочими группами как из сотрудников ИТ, так и экспертов по бизнесу. Это позволило знать все потребности и учесть их в итоговом документе.

·        Я проводил репетиции своего выступления в различных аудиториях: от ИТ-инженеров до руководителей бизнес подразделений.

·        Отдельно проводились персональные встречи с лицами, принимающими решения – это позволило заранее знать, как удовлетворить их потребности в предлагаемых мной решениях.

·        Сформулированы предпосылки разработки такого документа, что позволило в начале моего доклада подсветить важность и актуальность рассматриваемого вопроса.

·        На единой карте приложений Сбербанка были чётко отмечены границы того функционала, которому посвящён мой документ. Это позволяет быстро сориентировать аудиторию при докладе.

·        В конце доклада был предоставлен перечень тех работ, которые предстояло проделать. Этот перечень заранее был согласован с ключевыми ролями. Поэтому давал членам архитектурного совета понять, что вопрос хорошо проработан и не вызовет конфликты интересов.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009