Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление стартапом на примере продукта Service Assistance

Исхаков Н.Р.
выпускник группы MBA CIO
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В последние несколько лет все чаще и чаще звучит термин Стартап, когда речь заходит об одной из сотен или даже тысяч молодых компаний или же перспективной (или не очень) бизнес идее.

Так что же такое Стартап?

Стартап – от английского Startup -  запускать, начало процесса.

Такие компании предлагают продукт или услугу, которые на данный момент не представлены на рынке, или, по мнению создателей стартапа, представлены мало или в ненадлежащей форме.

Изначально, в США, стартапы создавались студентами, отсюда получили название «гаражные» компании.

В нашей стране под стартапом зачастую понимается что-то связанное с IT – сферой, считается чтоэтоне всегда так. Стартап может зародиться в любой сфере или отрасли.

Еще одно из определений термина стартап – успешный интернет проект или сервис. Это связано с тем, что чаще всего в качестве яркого примера успешно развившегосястартапа приводят один из известных интернет сервисов (например социальную сеть, он-лайн игру и т.д).

По мнению автора работы, наибольшим образом термин стартапвсе-таки подходит IT сфере в целом, и области разработки программного обеспечения и веб-сервисов в частности. Именно эти направления позволяют максимально эффективно задействовать все преимущества явления стартап.

Понятие стартап устойчиво закрепилось и продолжило набирать популярность в арифметической прогрессии во второй половине девяностых годов двадцатого века, в эпоху бума «доткомов» или интернет проектов. Возможно именно по этой причине стартапы зачастую имеют репутацию «мыльного пузыря», ведь во времена «доткомов» многие стартапы единственной своей целью видели стремительный и рост и продажу на пике этого роста.

Одним из основных преимуществ стартапа является чрезвычайная гибкость и адаптивность относительно внешних факторов (при условии грамотной работы команды). Учитывая современную скорость потока информации, проект может устареть еще до выхода его коммерческой версии, или даже не успев преодолеть стадию идеи.

Это дает фору перед устоявшимися компаниями, которые скованы бюрократическими ограничениями, необходимостью согласований и коммуникаций между различными отделами и структурами компании.

Многие вопросы в рамках стартапа решаются оперативно (во всяком случае в успешных стартапах происходит именно так), что позволяет своевременно реагировать на изменения рынка или потребностей потенциальных клиентов.

Это особенно важно, когда речь идет о стартапах в сфере IT, так как решение о внедрении того или иного функционала в продукт, или выделение приоритетных функций продукта, которые надо разработать в первую очередь, может повлиять на успех проекта в целом.

Еще одним ключевыхмпреимуществомстартапа является вовлеченность команды в процесс, и наличие особой мотивационной составляющей, помимо исключительно финансового интереса.

Когда команда стартапа объединена целью совершить прорыв в своей нише, вывести востребованный продукт, или вовсе создать новую нишу и представить что-то совсем новое, все процессы внутри проекта протекают гораздо быстрее и с колоссальной самоотдачей.

Применимо к IT – сфере, данное преимущество одно из ключевых, так как разработка интернет-сервисов, приложений, программного обеспечения может осуществляться небольшим количеством специалистов, вовлеченность которых в процесс и высокая мотивация, позволяют реализовывать задуманные идеи в кратчайшие сроки, что невозможно без стопроцентной вовлеченности команды в процесс, и недостижимо только денежной мотивацией.

Возможность удаленной работы членов команды стартапа одновременно и плюс и минус. Если в команду входят одинаково замотивированные люди, способные организовать свою работу, и сосредотачиваться в конкретный момент времени на основной задаче, то возможность удаленной работы - это несомненный плюс. Можно сотрудничать с людьми из любой точки земного шара. Однако на практике, удаленный сотрудник не всегда может выкладываться «на полную» и использовать весь свой потенциал в работе над проектом. По мнению автора работы, лучше комбинировать состав команды, если есть какие-то сверх срочные и трудоемкие задачи (особенно это касается разработки), то гораздо эффективнее разместить разработчика рядом и контролировать его работу.

Классические методы управления могут быть не так эффективны, так как стартап, как и любой другой проект в наше время, в условиях бурно развивающихся технологий, инноваций и прочих внешних факторов, должен быстро адаптироваться под изменяющуюся обстановку. Для успешного вывода стартапа недостаточно только лишь бизнес-плана, плана разработки с четко прописанными сроками, так как эти документы на деле остаются лишь планами, применимыми к идеальной («стерильной») ситуации.

Участники стартапа для достижения успеха должны активно взаимодействовать со потенциальной аудиторией своего будущего продукта, получать обратную связь и своевременно вносить коррективы в список и сроки поставленных задач.

 

В данной работе, на примере внедрения сервиса интерактивной приемки автомобиля при записи на ремонт, рассмотрена проблема управления стартапом, путь развития команды стартапа и поиск оптимальной стратегии управления. В ходе развития и разработки сервиса, выявляются типичные проблемы начинающих стартаперов:

  • Отсутствие планирования
  • Поиск разработчиков
  • Сложность оценки стоимости своего проекта
  • Отсутствие финансирования
  • Расхождение планов с реальной ситуацией
  •  

    Команда описанного в работе стартапа последовательно изучает и внедряет различные методики управления для решения поставленных задач. Привычное планирование оказывается неэффективным, так как по ходу развития проекта, целевая отрасль сталкивается с проблемами экономического кризиса, и появляется необходимость смещать приоритет разработки в сторону наиболее востребованных функций, чтобы обеспечить конкурентоспособность продукта.

    Наиболее эффективной методикой (можно сказать философией) для участников данного стартапа стал SCRUM. По мнению автора работы, данная методика позволяет максимально эффективно использовать основные преимущества стартапа:

  • Способность быстро адаптироваться под изменяющиеся внешние факторы
  • Выполнять задачи разработки небольшим количеством разработчиков
  • Реально оценивать текущее положение дел в стартапе в конкретный момент времени
  • Именно благодаря использованию ключевых особенностей SCRUM, удалось изменить подход к разработке сервиса, оперативно внедрять новые функции в ходе спринтов и получать обратную связь от потенциального заказчика, что в целом позволило создать по-настоящему востребованный продукт, применимый на практике.

    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009