Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Практическое применение существующих практик проектного управления и процессных подходов для разработки программного обеспечения

Смирнов С.В.
Выпускник группы MBA CIO 40
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Современный ИТ мир очень динамичен и переменчив. То, что информатизация проникла во все сферы деятельности человека – общеизвестно и очевидно. Никого не удивляет работник, успешно управляющий с помощью компьютера механизмами и оборудованием. Информационные технологии дошли до всех уголков нашей планеты:абориген с планшетом, житель крайнего северас айфоном.

Такое развитие обусловлено делом рук миллионов людей, миллиардов потраченных часов за кодированием, построением, тестированием и т.д. Если 20 лет назад работа программиста для большинства людей казалась чем-то вроде магии, 10 лет назад было понимание, но не признание общественностью, тосейчас эту профессиюпринято считать бытовой обиходной наряду с бухгалтером или электриком. Сегодня численность программистов составляет более 20 миллионов человек и эта цифра не учитывает смежные профессии технических писателей, инженеров по сопровождению и тестированию, аналитиков и администраторов различных систем и устройств.

Фактически об ИТ можно говорить как о зрелой области, прозрачной для общества. И именно ввиду этой прозрачности и принятия ее большинством, следует говорить о наличии того критического количества которое превращает необычное в повседневное. Прослеживается аналогия с состоянием дел в сфере электричества в начале прошлого века. Тогда горящая лампочка казалась чудом, а электрик ее оракулом. Сейчас любая домохозяйка прекрасно справляется с заменой вышедшей из строя, новой купленной в магазине. Конечно, за этим стоит длинный путь и сегодня «бытовое электричество» развивается, но в рамках больших интернациональных отраслевых корпораций. Никто не «паяет» свои чайники с прицелом под свои нужды - покупают у известных брендов.

Схожиеизменения идут в ИТ. Все меньше численность «карманных»программистов и все большое число разработчиков, работающих в специализирующихся на создании программного обеспечения компаниях. В Индии численность сотрудников в крупнейших ИТ-компаниях достигает сотню тысяч и более человек.

Очевидна тенденция к профессионализации и типизации в области информационных технологий. А сейчас идет своего рода переходное время. Еще одна аналогия – автомобильная индустрия. Сто лет назад успешно состоялось изменение лежащих в ее основе принципов: трансформация проектной организации по производству уникальных экземпляров, созданных под одного определенного клиента, на потоковое конвейерное производство.

В продолжении следует отметить, что задача любого руководителя состоит, в том числе в управлении производственным конвейером, в нахождении оптимального ресурсного планировании, в соблюдении правильной ритмики производства и регулирования. Эти сведения можно почерпнуть из личного опыта или из опыта коллег, работающих в этой же или смежной области. В другой сфере лежит исследовательский подход, моделирующий процессы с учетом конкретики компании и решающий задачу оптимизации, нахождения лучших значений.

Настоящая работа выполнена в российской компании, в департаменте разработки и сопровождения заказного программного обеспечения. Основная деятельность предприятия – создание, производство и продажа микросхем, а разработка программного обеспечения – сопутствующее направление. Количество сотрудников, работающих в компании, около 200 человек, а численность данного департамента составляет 30-40 человек.Организационная структура департамента выглядит следующим образом:

1.Отдел разработки автоматизированных систем;

2.Отдел разработки криптографических средств;

3.Отдел проектов;

4.Отдел технической документации;

5. Отдел системного администрирования.

Драйвером, для проведения деятельности, лежащей в основе данной работы, послужили следующие проблемы, полученные как извне от заказчиков, так и изнутри от сотрудников компании:

1. Регулярный срыв сроков выполнения работ.

2. Жалобы на качество.

3. Не всегда есть возможность установить исполнителя.

4. Невыполнение работ.

Для их устранения были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ текущего состояния.

2. Определить измеримую цель.

3. Осуществить переход при условии:

a. Сохранения коллектива, с возможностью частичной переквалификации;

b. Ведения данных работв «фоне», без отрыва от основной деятельности;

c. Разумного следования букве современных практик, соотнося с возможностями компании.

Для выполнения работ по определению текущего и целевого состояния была выполнена верхне-уровневая качественная оценка (задача детализированного аудита не ставилась). За основу взято и отнормировано следующее метрическое пространство:

1. Разработка. Измеритель - время выполнения работ с учетом устранения ошибок с поправкой на сложность поставленной задачи, приведенное к эталону (показатель определенного сотрудника).

2. Документирование. Измерение – степень покрытия предметных областей технической документацией в соответствии с планом и требованиями.

3. Контроль качества. Количество найденных ошибок до выпуска релиза до передачи работ заказчику соотнесенное к их общему числу.

4. Сопровождение. Агрегированный показатель скорости выполнения работ и удовлетворенности заказчика (была использована пятибалльная шкала). Величина этого показателя определяется как скорость выполнения помноженная на удовлетворенность.

5. Управление. Значение этого показателя вычисляется как интегральное отклонение плана от факта.

На базе построенной as-isи to-beмодели, а также с учетом специфики работы предприятия в целом и департамента в частности была создана новая схема технологических процессов разработки и сопровождения ПО. Задача по ее внедрениюи дальнейшему использованию разделена на две составляющие -технологическую и организационную.

В рамках технологической части были разработаны новые методики и регламенты, внедрено и адаптировано соответствующее (обеспечивающее) программное обеспечение (MicrosoftTeamFoundationServerплюс собственная разработка). А с учетом высокого консерватизма сотрудников (средний возраст более 40 лет), в рамках организационной части, проведены работы по устранению сопротивления изменениям. За основу была взята модель «8 шагов Коттера».В работе приводится сравнительный анализ рекомендаций этой методики и полученных результатов.

Построенный процессныймеханизм был проанализирован на нахождение оптимальной ритмики регулирования. С этой целью была создана аналитическая модель и на ее основе определена величина или периодичность ритмики (как решение задачи оптимального управления).

На сейчас результатом выполнения сформулированных выше работ является:

1. Исключение независимого дублируемого выполнения одной и той же работы разными сотрудниками. У любой работы всегда есть единственный ответственный исполнитель.

2. Исключениевозможности невыполнения работ.

3. Показатель контроля качества вырос с 20% до 50% нахождения ошибок.

4. Накоплена статистическая информация (о соотношении производительности труда по оценке объемов и сроков выполнения поставленных задач различными специалистами) с использованием которой формируются план-графики выхода релизов. Это позволило уменьшить ошибку до величины менее чем 10% расхождения плана от факта. На начало проведение работ этот показатель (метрика «Управление») составлял 50-100% расхождение.

5.Производительность работы инженеров по сопровождению увеличена в два и более раз.

6. Построен аналитический инструмент,с помощью которого строится вычисление KPI, анализируются проблемы (например, «бутылочное горло» - где и на ком накапливаются задачи), сохраняется историческая информация.

7. Частично достигнуто целевое значение.

Представляется, что полученный практический опыт будет полезен аналитикам, линейным и функциональным руководителям, работающим в ИТ-индустрии. А как пример методологического использования – консультантам, аудиторам и преподавателям соответствующих направлений. Делая дальнейшие выводы, отметим, что был достигнут промежуточный этап, предстоит дальнейшее совершенствование.

Рубрика: 
Корпоративные системы управления
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009